Элементарные формы религиозной жизни


Элементарные формы религиозной жизни
        «ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ» («Les formes elementaires de la vie religious») — работа Э. Дюркгейма, вышедшая в свет в 1912 в Париже. В ней Дюркгейм выступает не только как социолог, но и как один из основателей социальной эпистемологии. Дюркгейм выводит такие традиционно эпистемологические категории, как пространство, время и причинность, из социальной структуры «примитивных» обществ, обосновывая тезис о том, что «классификация вещей воспроизводит классификацию людей». Методология Дюркгейма состоит в том, что познание института возможно лишь генетически: через нахождение его элементарных форм, которые, однако, возможно эксплицировать исключительно в обращении к историческому прошлому коллектива. Дюркгейм стремится выявить те фундаментальные характеристики, которые свойственны религиозной ментальности в самом общем смысле слова, включая многообразие религиозных групп и участвующих в них индивидов, а также формы проявления религиозности — теологические диспуты, варьирующиеся ритуалы и т.д.
        Для решения этой задачи Дюркгейм обращается к методологии естественных наук, в частности к биологии, где на основе непосредственного, эмпирического наблюдения за одноклеточными организмами формируется абстрактное представление и возникает категория живого как такового. Дюркгейм исходит из того, что для поисков конкретных форм абстрактной ментальности требуется анализировать однородную среду. Современность же, по его мнению, такой возможности не предоставляет в силу ее чрезвычайной комплексности, препятствующей выявлению в ней чего-то фундаментально-общего. Возвращение в прошлое как раз и облегчает такого рода редукцию. Применительно к обществу это означает, что для экспликации абстрактного-общего следует искать исторические формы коллективного-общего, которое как нечто коллективно-однородное как раз и обнаруживается в примитивных обществах, где развитие индивидуальности незначительно и ареалы групп малы. Поскольку члены родового коллективаосуществляютсходную деятельность в сходных же обстоятельствах, конформизм поведения переходит в конформизм мышления.
        Этот конформизм Дюркгейм обозначает понятием «коллективных репрезентаций», являющих собой результат кооперации членов коллектива во времени и пространстве, результат «комбинации и объединения их идей». Лишь такая коллективность идей объясняет тот факт, что разум получил возможность выйти за пределы эмпирического знания. Коллективность общей жизни ведет к тому, что в разуме индивида локализуется «социальное существо», общество, понимаемое Дюркгеймом как набор эпистемологических понятий, которыми оперируют члены коллектива, — пространство, время, причинность и др.
        Человек, одновременно как индивид и участник коллектива, оказывается двойственным, и эта двойственность коррелятивна двум родам знания. Первое — эмпирическое и индивидуальное — связано с единственно возможной точкой зрения из единственно возможной пространственно-временной позиции. Второе — следствие надындивидуальных возможностей восприятия, учета не только своей собственной точки зрения и позиции, но и позиций, занимаемых др. членами коллектива. Именно такой учет обуславливает способность не только воспринимать, но и мыслить категориально, т.е. производить обобщения, выражать свой опыт в словах (ведь каждое слово словно автоматически запускает генерализацию; так, дерево как слово или понятие превращается в переменную, пробегающую много различных перцептивных объектов, воспринимаемых уже с гипотетической позиции Другого, что словно дополняет конкретное индивидуальное восприятие). Так, коллективность восприятия превращает презентацию того или иного индивидуального объекта в сознании в его репрезентацию.
        Возникающие категории, особенно причины, пространства и времени, как средства организации восприятия, словно раздробили качественно определенную неоднородность мира на количественно определяемые и воспроизводимые дистанции и моменты. Но категории, как инструменты коллективной ориентации рода, до поры до времени (до появления религии) оставались вне поля зрения коллектива. Анализируя самые разные религиозные верования, Дюркгейм обнаруживает в них общую черту, которая только и делает возможным появление категорий в указанном смысле: они предполагают классификацию явлений, идей, событий благодаря разграничению священного и повседневного.
        Лишь появление религии как своего рода первой эпистемологии делает возможным размышление над самими категориями, над причинами всего существующего, в качестве которых выступают те или иные сакральные силы, боги и духи; над пространством как над границей между родовым обществом и природой, которые символизируются и тематизируются в тотемистических верованиях; над религиозно осмысляемым временем как над границей между прошлым героев и предков и будущей загробной жизнью души.
        А.Ю. Антоновский

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 2550
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Гендер как культурный символ
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Науковедение как точная наука
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Этнолингвистика как комплексная дисциплина



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь