МОУ ЦЗУНСАНЬ


МОУ ЦЗУНСАНЬ
    МОУ ЦЗУНСАНЬ (МоуЛичжун) (12 июня 1909, Цися, провинция Шаньдун — апрель 1995, Тайбэй, Тайвань) — китайский философ, лидер движения нового конфуцианства в послевоенный период. Родился в крестьянской семье, в 1933 закончил философский факультет Пекинского университета. Испытал влияние Сюн Шили, в 1930-е гг. был вовлечен Чжан Дунсунем в политическую деятельность, участвовал в написании учебника по логике (“Лоцзи дяньфань”). В 1949 был приглашен на должность профессора философии в Чжэцзянском университете, в апреле эвакуировался на Тайвань, с 1956 преподавал в университете Дунхай (г. Тайчжун). В 1960—74 преподавал в Гонконге, после выхода на пенсию вернулся на Тайвань.
    Главные труды — “Философия истории” (“Лиши чжэсюэ”, 1955), “Моральный идеализм” (“Даодэ дэ лисянчжуи”, 1950), “Путь политики и путь правления” (“Чжэн дао юй чжи дао”, 1960), “Основа духа и основа природы” (“Синь ти юй син ти”, т. 1—3,1968), “Интеллектуальная интуиция и китайская философия” (“Чжи дэ чжицзюэ юй чжунго чжэсюэ”, 1971), “Феномен и вещь-в-себе” (“Сяньсян юй уцзышэнь”, 1975).
    В начале 1950-х гг. Моу Цзунсань выступил с критикой культурной политики КПК и философских работ Мао Цзэдуна, одновременно предложив концепцию третьего периода развития конфуцианской мысли, начавшегося в 20 в. (первый период продлился от Конфуция до Дун Чжуншу, второй совпал с расцветом неоконфуачанства династий Сун и Мин). Согласно Моу Цзунсаню, конфуцианство неминуемо изменится из-за смены социально-политической обстановки и интеллектуальных заимствований с Запада, его новый облик будет определяться соединением традиционной моральной антропологии субъекта с понятиями о субъекте научного познания и демократической политики. В своей концепции моральной метафизики Моу Цзунсань трактовал основу духа-сознания (см. Синь-сердце) как трансцендентную и автономную субстанцию, объединяя вселенскую трансформацию и моральную креативность. Конфуцианцы выстроили подлинную моральную метафизику, обеспечивающую органический переход от морально-долженствующего и субъективного к существующему объективно. Понятие Моу Цзунсаня об “интеллектуальной интуиции” связано с традиционным китайским понятием о самосовершенствовании человека. В свою очередь мораль у Моу Цзунсаня выступает как проявление истинной природы мироздания. Связка между трансцендентной и имманентной метафизикой у Моу Цзунсаня образуется за счет способности изначального морального сознания к самоотрицанию и самоотчуждению, в результате чего становится возможным уровень интеллектуального познания феноменального бытия.
    Соч.: Моу Цзунсань цзи (Антология работ Моу Цзунсаня), сост. Хуан Кэцзяньидр. Пекин, 1993.
    Лит.: Лю Шусянь. О новых горизонтах современной неоконфуйианской философии.— В сб.: Китайская философия и современная цивилизация. М., 1997.
    А. В. Ломаное

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 231
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Cексуальные политики женского тела
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “СИСТЕМА МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • Анатомо-политики тела
  • Биомедицинские политики тела
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  • красота как методологический принцип познания
  • моу цзунсань
  • МОУ-НЯМЫ
  • моу-цзы
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Патриархатный тип государственной политики
  • Плюрализм как модель познания
  • Политики тела
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • СИНЬ СИН-ГОУЮАНЫПУАЙ
  • ТЕОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ
  • Феминистская критика социальной политики
  • ФИЛОСОФИЯ И ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ
  • Философия и зеркало природы
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ
  • ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
  • ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
  • философия сознания
  • философия сознания глазами ученых



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь