|
ЛАССУЭЛЛАССУЭЛ ЛАССУЭЛ (Lasswell) Гарольд (13 февраля 1902, Доннелсон, штат Иллинойс, США— 18 декабря 1978, Нью-Йорк) — американский политолог, представитель бихевиоризма в политической науке. Окончил Чикагский университет (1920), слушал лекции по политическим наукам в университетах Лондона, Женевы, Парижа, и Берлина. Профессор Йельского (1946—70), Нью-йоркского (1970—73), Темпльского университетов (1973-76). Политология в понимании Лассуэла является междисциплинарной областью исследований (юридических, социологических, психологических и др.), объединенных общей темой “политического поведения” людей. Методологический инструментарий этих исследований представляет собой набор идей и методов бихевиористской психологии, психоанализа и психиатрии, общей теории систем, функциональной антропологии, социологической теории коммуникации, теории социальных ролей и контент-анализа. Предметную область политологических исследований составляют эмпирически достоверные факты политического поведения индивидов; она должна быть отделена от политической “метафизики”, т. е. от абстрактных политических понятий (сущность государства, суверенитет и т. п.), морально-этических оценок политики, политических идеалов и ценностей и т. д. Политические процессы подчинены некоторым неизменным, универсальным формам, устанавливаемым в эмпирическом исследовании. Основания этой универсальности лежат в природе человека, прежде всего в его психологии. Фундаментальное волевое устремление, благодаря которому поведение индивида приобретает политический характер, — это стремление к власти. Политический человек есть человек, стремящийся к власти. В этом смысле политическая теория есть учение о власти. Власть в конечном счете определяется как возможность принимать социально значимые решения и контролировать их выполнение. На политической арене сталкиваются индивидуальные “воли к власти”, из взаимодействия которых могут быть объяснены механизмы образования стабильных институциональных форм (партий, политических организаций, наконец, государственного аппарата). Основания индивидуальной “воли к власти” Лассуэл объяснял в духе фрейдизма (позже — неофрейдизма): истоки политической активности — в эгоистических, часто иррациональных мотивах; потребность во власти есть компенсация некоторой духовной и телесной неполноценности. Политическая сфера — сцена, на которой царит разгул страстей, социальных пороков и недугов. Предоставленная сама себе, эта сфера была бы только “диким рынком власти”, совершенно неспособным к рациональному оформлению социальной жизни, закрывающим перспективу культурного совершенствования. Поэтому политическая реальность нуждается в “исправлении”, рецепты которого обязана дать политическая наука. Прежде всего эта наука должна выработать практически реализуемые модели государственного управления: власть государства — это та сила, которая способна обуздать стихию иррационального столкновения “воль к власти”. В качестве идеальной модели государства предлагается демократия как система рациональных ограничений “властной стихии”: конституция, разделение властей, общественный контроль, формальное равенство властных возможностей и пр. Демократическое государство должно следовать рекомендациям ученых, благодаря которым оно способно осуществить эффективную “социальную терапию” — освобождение естественного стремления к власти от темных, разрушительных мотиваций, разумный контроль за поведением как индивидов, так и социальных институтов, распространение просвещения, создание возможностей для свободного доступа к информации, установление законного порядка, защищающего права личности. Однако социально-политическая реальность далека от идеала демократии. Дисфункции государства и политического устройства общества (экономические и политические кризисы, периоды возрастания нестабильности, расовые и религиозные конфликты, безработица, разочарование в основных жизненных ценностях и др.) уродуют структуру власти, перераспределяют власть в пользу “элит” (общественных групп, обладающих наибольшим влиянием на характер социально значимых решений). Наиболее опасна возможность доминирования таких “элит”, которые осуществляют тотальное насилие над массами, подкрепленное современными техническими средствами, включая и средства психологического манипулирования (“гарнизонное государство”). Эта опасность, полагал Лассуэл, может быть преодолена организованным взаимодействием заинтересованных в демократии социальных групп. Лассуэл особенно подчеркивал роль “интеллектуальных элит”, деятельность которых должна направляться общечеловеческими ценностями, необходимостью рациональной координации технологического развития, принципиальным неприятием политических и идеологических конфронтации во внутренней и внешней политике. Соч.: Propaganda Technique in the Work! War. L.—N. Y, 1927; Psychopathologvand Politics. N. Y. 1930; World Polities and Personal Insecurity. N.Y.,1935: Politics: Who Gets What, When, How. N.Y., 1936; World Revolutionary Propaganda (with D. Blumenstock). 1939; Democracy Through Public Opinion, 1941; Politics Faces Economics, 1946; Power and Personality, 194S; Propaganda. Communication and Public Order (СОБМ. с В. L. Smith, R. D. Casey). Princeton, 1946; Politics Faces Economics, 1946; The Analysis of Political Behavior. L.. 1947; Language of Politics: Studies in Quantitative Semantics (совм. с N. Leites), 1949; Power and Society: A Framework for Political Inquiry (совм. с L. Kaplan). New Haven. 1950; World Revolution of our Time, 1951; The Policy Sciences; Recent Developments in Scope and Method (совм. с D. Leiner), 1951; In Defence of Public Order of Space, 1963: The Public rder of Space (совм. с M. S. McDougal, I. Vlasic), 1963; Power, Corruption and Rectitude (совм. с A. Rogow), 1963; The Future of Political Science, 1963; World Revolutionary Elites: Studies in Coercive Ideological Movements, 1966; The Sharing of Power in A Psychiatric Hospital (совм. с R. Rubinstein), 1966; Pre-View of Policy Sciences, 1973; Power and Personality, 1976; Values and Development: Appraising Asian Experience, 1977; The Signature of Power: Buildings, Communication, and Policy, 1979. В. Н. Пору с Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|