ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА


ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА
        область науч. знания, изучающая политику, политич. отношения, политич. системы. С точки зрения предмета и объёма включаемых в неё знаний П. н. эволюционировала от универсализма ан-тич. социаньно-политич. мысли, когда политика была интегрирована всей обществ. наукой и входила в философию через этап отпочкования науки о государстве и праве, когда политика, политич. институты рассматривались гл. обр. под углом зрения юридич. норм, к совр. этапу, который концентрирует внимание на реальных политич. процессах. Осн. предмет П. н.— политич. власть, реализуемая в политич. системах и в др. формах лолитич. отношений.
        К гл. разделам П. н. относятся: 1) теория политики, представляющая собой введение в П. н., посвящённое философско-методологич. основам политики и политич. отношений; 2) теория политич. систем и их элементов: государства, партий, политич. режимов; 3) теория междунар. отношений, предмет которой составляют: система междунар. отношений, природа войн, проблемы нац. и мировой политики, путей укрепления всеобщего мира, мирного сосуществования государств с различным социальным строем, формирования нового типа междунар. отношений и нового экономич. порядка; 4) теория управления социально-политич. процессами, изучающая формы и методы политич. руководства и непосредств. управления обществом со стороны гос., партийных, культурных и иных организаций, пути повышения эффективности функционирования всех социальнополитич. институтов; 5) политич. идеология и история политич. учений, изучающие генезис П. н., роль и функции идеологии в системе политич. власти.
        В основе марксистско-ленинской П. н. лежит философия диалектич. и историч. материализма и теория науч. коммунизма. Будучи основателями организованного рабочего движения, К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание исследованию природы политич. власти. Они не только разработали общетеоретич., мето-дологич. основы науки о политике, но и дали образцы конкретного анализа деятельности государств, политич. партий и их лидеров («18-е брюмера Луи Бонапарта», «Гражд. война во Франции» и др.).
        В. И. Ленин, выдвинув задачу разработки «... материалистической теории политики...» (ПСС, т. 21, с. 223), создал теорию социалистич. государства, обосновал задачи его внутр. и внеш. политики, демократич. формы организации и принципы строительства, разработал теорию междунар. отношений в переходную революц. эпоху, принципы мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Ленин конкретно анализировал природу институтов власти и управления, структуру и деятельность партий, профсоюзов, борьбу классов и отд. групп, социальную психологию, политич. поведение масс и их вождей, заложил основы теории управления, являющейся важной составной частью П. н.
        Крупными вехами в развитии марксистско-ленинской политич. теории стали Программа КПСС и Конституция СССР 1977. Фундаментальные вопросы развития политич. системы социализма и совр. междунар. отношений нашли глубокое освещение и творч. разработку в материалах 24—26-го съездов КПСС, в трудах руководителей КПСС и Сов. государства.
        В период между двумя мировыми войнами и в особенности после 2-й мировой войны политич. исследования получили широкое развитие во всем мире, что отразилось, в частности, в создании в 1949 Междунар. ассоциации политич. наук. Это объясняется увеличением удельного веса политики как фактора жизни человеч. общества, а также тем, что социальные революции, образование системы социализма, развал колон. империй и возникновение новых нац. государств, усложнение форм классовой борьбы, развёртывание науч.-технич. революции поставили в центр внимания внутр. и внеш. политику в её самых разнообразных аспектах. В 1979 в Москве состоялся 11-й конгресс Междунар. ассоциации политич. наук.
        Бурж. политология, возникнув в Европе, получила значит. развитие в США. Она складывалась и как идео-логич. противовес марксизму, и как ответ на практич. потребности гос.монополистич. капитализма, вызвавшего значит. расширение объёма деятельности и властных полномочий государства. Для функционирования политич. системы империализма стали необходимыми разработка технологии управления и методики манипулирования обществ. сознанием, теоретич. обоснование целей внутр. и внеш. политики совр. бурж. государства и определение оптимальных средств их достижения. Прикладным характером политич. исследований объясняется щедрое их финансирование как правительством США, так и «большим бизнесом». В результате политология, наряду с социологией и психологией, заняла ведущее место в амер. обществоведении.
        В социалистич. странах исследование политич. систем и политич. отношений традиционно велось в рамках философии, науч. коммунизма, юриспруденции, политэкономии, истории. В 70х гг. марксистско-ленинская П. н. складывается как самостоят. отрасль обществоведения. В Венгрии, Польше, Румынии, Югославии работают соответствующие исследоват. центры и присваиваются учёные звания, политология преподаётся в высших уч. заведениях. Активно действуют ассоциации политич. наук в ГДР и Чехословакии. В СССР политич. исследования получили развитие во многих отраслях обществознания; в 1955 создана Сов. ассоциация политич. (государствоведч.) наук, являющаяся нац. членом Междунар. ассоциации политич. наук.
        Ленин В. И., О государстве. [Сб.], М., 1980; Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А., Социология. Политика. Междунар. отношения, М., 1974; Шахназаров Г. X., Социалистич. демократия, ?., 19742; Вятр Е., Социология политич. отношений, пер. с польск., М., 1979; Шахназаров Г. X., Бурлацкий ?. ?., О развитии марксистско-ленинской П. н., «ВФ», 1980, № 12; Ленин как политич. мыслитель, М., 1981.
        ?. ?. Бурлацкий.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА
    ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА — одна из древнейших общественных наук, составная часть комплекса политического знания, образованного политической философией и собственно политической наукой, включая теоретическую и эмпирическую. Датировать сколько-нибудь определенно появление политической науки можно лишь двумя способами: отнести ее появление к истокам синкретической политической мысли, объединявшей философию и науку, т. е. к 6—7 вв. до н. э„ к античной эпохе греческих учений об обществе, политике, человеке и мироздании. Античный натурфилософский космизм, объединявший Небо и Землю, общества богов и людей, состоял отнюдь не из рудиментарных представлений о политической организации совместной жизни людей и роли в ней человека. В античных учениях о политике, власти, государстве наряду с их философскими трактовками отчетливо выражены эмпирические исследования (напр., структуры власти у Платона, полисных организаций у Аристотеля) и теоретико-политические построения (теории политических ре жимов, типов государственного строя и др.).
    Др. способ датировать возникновение политической науки — попытаться определить момент самоопределения науки, дифференциации политической науки и политической философии, формализованной в самом названии “политической науки”. Потребовалось, однако, свыше 2,5 тыс. лет, чтобы потребность в такой дифференциации была осознана и обособление политической науки стало фактом. Этот процесс затянулся потому, что и политическая философия конституировалась как самостоятельное направление практической философии лишь в 19, а еще точнее, в 20 в., когда она стала обособляться от философии права, моральной философии, специфической “философии государства” (Т. Гоббс), хотя политическая философия (как и политическая наука) была в центре внимания всех, за редкими исключениями, крупнейших философов.
    Размежевание философии и науки о политике было взаимным. Одним из первых о таком размежевании заявил А. Росмини, автор работы “Философия политики”, но произошло это только в 1839. Конституированию политической науки мешало не только ее смешение с философией, но и представление о политике как государстве (античная институциональная традиция: “Республика” Платона, “Политика”, т. е. учение о полисе, Аристотеля,— продержавшаяся до кон. 19 в.). Еще в 1852 Л. фон Штайн называл свои политико-научные исследования “Системой наук о государстве”, а Г. Еллинек в 1900 издал “Общее учение о государстве” в качестве фундаментального труда о политике.
    Помимо обычной внутренней дифференциации различных видов знания на два уровня — философский и специальнонаучный, политическая наука должна была (как и философия) обособиться от юридического знания. Органическая связь политики и права, особенно в их институциональных, государственных формах, долго сдерживала самостоятельное развитие политической науки. Более того, эта связь с каждой новой эпохой укреплялась. В эпоху античной полисной организации государства в Греции в практической политике сочетались коллективные решения государственных дел, законотворчество народных собраний и судопроизводство, осуществляемое избираемыми коллегиями граждан, а после 462 г. до н. э. — народным судом (гелиэей); в Риме раньше началось формирование судебной власти и ее отделение от политической власти народных собраний, тем не менее политическое участие и правовой суверенитет народных собраний еще были тесно связаны друг с другом (один из примеров тому — “Семпрониев закон” Гая Гракха 123 до н. э., которым вводился суд присяжных). В недемократических, монархических, имперских режимах исторический процесс разделения политики и права вытеснялся процессом их одновременной концентрации. В последующие эпохи, начиная с романо-средневекового периода и вплоть до кон. 19 в., с комментаторов Кодекса Юстиниана (529) до юристов Новейшего времени проблемы власти и политики решались прежде всего как правовые проблемы: передача народу власти, а суверену, правителю права издавать законы вместе с требованием исполнения им законов как основы политического управления; борьба за право на законотворчество между парламентом и монархом; борьба городских коммун и провинциальных парламентов за право управлять в соответствии с собственными нормами. Обособиться от политического юридизма было чрезвычайно трудно и политической философии, и политической науке. Не случайно еще в 17 в. сугубо политические сочинения формулировались как правовые: “О праве войны и мира” Г. Гриция (1625), свою философию политики Г. В. Ф. Гегель еще представлял как “философию права”. Тем не менее вся история политической мысли Европы наполнена крупнейшими авторами и трудами научно-политического и весьма конкретного направления. Среди них: Августин (“О граде божьем”, 413—426), Фома Ливийский (“О приницпах государственного правления”), Данте Алигьери (“О монархии”, 1310), Марсилий Падуанский (“Защитник мира”, после 1342), К. Салютати (“О тиране”, 1400), Б. Сакки (Платина, “О государе”), М. Пальмиери (“О гражданской жизни”, 1430), Я. Макиавелли (“Государь”, 1513), M Лютер (“О светской власти”, 1523), Ж. Боден (“Шесть книг о республике”, 1576—78), Ф. Гвиччардини (“Рассуждения об устройстве Флорентийской республики”, 1521—25)идр. Позже, в 1603, И. Альтузиус опубликовал “Упорядоченную методическую политику” — эскиз учебника по политической науке. Наконец, в 1898 Г Моска издал свою работу “Элементы политической науки”. В 1925 появилась работа Б. Кроне “Элементы политики”. В 20-е гг. 20 в. вместе с развитием конкретной социологии начинается бурное развитие политической науки, которая быстро превратилась в комплекс специализированных наук.
    Среди факторов, повлиявших на формирование современной политической науки, следует особо отметить десакрализацию политики, потребность в рационализации политического знания, усложнение общества, увеличение масштабов политического участия общества в институтах власти, появление новых информационно-технических средств, резкое повышение ответственности при принятии и осуществлении решений, превращение политики в массовый процесс, требующий специального управления и мн. др.
    Однако автономный процесс формирования политической науки шел параллельно процессу ее дифференциации от политической философии по трем направлениям: 1) Предметная дифференциация. Существует незначительное количество объектов, которые специфичны только для политической философии и которыми не занимается политическая наука, напр. политическая утопия и мифология, превращенные формы политического сознания и действия и ряд др. Большинство же политических объектов охватывается всеми видами политического знания, но их предметная специфика в сфере философского и научного знания позволяет их достаточно ясно различать. Так, для политической философии политическая свобода — некая универсальная сущность, условие бытия, проблема возможности и условий самой свободы, отношений внутренней и внешней свободы. Для политической науки существуют конкретные свободы, реальные воплощения этой универсалии, классификация свобод, построение теории отдельных свобод, исследование условий и следствий их реализации и т. д. Различие этих двух видов знания не столько в глубине абстракции, сколько в разделении труда путем их предметной специализации.
    2) Функциональная дифференциация политической философии и науки о полигике столь же двойственна: политическая философия прежде всего выясняет сущность политических объектов, политическая наука открывает закономерности, тенденции, а сущностью проблемы оставляет в стороне; политическая философия выполняет деонтологические функции по определению идеальных и универсальных начал политики, политическая наука устанавливает ее конкретные практические нормы и формы; в то же время общественные, познавательные, обучающие, прогностические, критические функции политической философии и политической науки различаются, по-видимому, лишь масштабами.
    3) Дифференциация по методам политической философии и политической науки. Философия пользуется в основном разными видами рефлексии, критической оценкой процесса познания политики, выявлением рациональных и иррациональных начал этого процесса, его результатов и самой рефлексии, производящей такую оценку, а также критической самооценкой такого анализа и выводов из него (напр., при анализе порождения утопии). Политическая наука использует ряд специальных методов — системный анализ, моделирование, кибернетические представления о прямых и обратных связях, ответных реакциях в политике, экологические методы (пространственные и средовые), сравнительно-сопоставительный анализ (в теориях политических режимов, процедур, управления, структур, организаций и др.), теорий обмена (из экономики) и др.
    На эмпирическом уровне политическая наука исследует организацию власти (избирательные процедуры), общественное мнение, пропаганду, работу институтов. В этом случае применяются статистические методы, специальные приемы создания образа политика, процедуры риторики, традиции политической атрибута™ (эмблематики), организация политической сцены и др.
    Теоретические построения политической науки (исследование институтов, систем и структур, политического процесса) связаны с методами смежных дисциплин — социологии политики, психологии политики, исторических наук, теорий организации, управления, теории игр и др.
    Лит.: DiivergerM. Methodes de la science politique. P., 1959; MeynaudJ. Introduction a la science politique. P., 1959; SartoriG. Question! di metode in sciensa politica. Firenze, 1959; Van Diy Ke. Political Science, a Philosophical Analysis. Stanford, 1960; MeehanE. Y. A Theory and Methode of Political Analysis. 111., 1965; Charlesworth I. C. Contemporary Political Analysis. N. Y, 1967; SartoryG. La scienza politica, Storia delle idee politiche, economiche e sociali. Torino, 1972, v. VI.
    И. И. Кравченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1123
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Cексуальные политики женского тела
  • “ВВЕДЕНИЕ К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «КРИТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ»
  • Анатомо-политики тела
  • Биомедицинские политики тела
  • КАПИТАЛ. КРИТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
  • Либеральный тип государственной политики
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
  • ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ АССОЦИАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ
  • Патриархатный тип государственной политики
  • Политики тела
  • ТЕОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ
  • Философия науки (philosophy of science)
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • Философские основания физики: введение в философию науки
  • вера в теории познания и философии науки
  • институциональное развитие науки
  • науки о природе и науки о культуре
  • политическая наука
  • разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки
  • философия науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь