ГО СЯН


ГО СЯН
    ГО СЯН (Го Цзысюань) (252—312)—китайский философ, один из создателей “учения о сокровенном” (стань сюэ), первый комментатор “Чжуан-цзы”, придавший этому тексту его современный вид. Уроженец провинции Хэнань, Го Сян был известен среди современников, увлекавшихся философствованием в стиле т. н. “чистых бесед” (цин тань), как выдающийся полемист. К государственной службе поначалу не стремился, .предпочитая ей домашнее затворничество и литературные занятия, однако впоследствии принимал высокие посты и подвергался из-за этого критике со стороны других участников “чистых бесед”. В различных источниках сохраняются упоминания о ряде произведений Го Сяна, но почти все они утрачены, поэтому основным источником сведений о его взглядах продолжает оставаться “Чжуан-цзы чжу” (““Чжуан-цзы” с комментарием”). Считается, что именно интерпретация Го Сяна придает тексту “Чжуан-цзы” глубину, позволяющую увидеть в памятнике своего рода манифест философии даосизма. Дао предстает в виде потока жизни, от которого человек оказался отчужденным из-за присущего ему сознания, так что возвращение к подлинному существованию возможно для него только через вторичное “уравнивание со всеми вещами”. В ходе трансформации сознания— последовательного “забывания” ложных идей, воспринятых вместе с культурой-вэнь (преимущественно письменной, т. е. конфуцианской),—он приобретает специфические свойства т. н. “настоящего человека” (чжэнь жэнь), для которого утрачивают актуальность все различия, в т. ч. между жизнью и смертью, поскольку такой индивид становится “бессмертным небожителем” (сянь)-в философски-метафорическом либо в духовно-практическом смысле. Го Сян придал идеям сюань- сюэ систематический характер, разработав и развив концепцию “изначальной природы” (cm), “судьбы” (мин) и “удела” (фэнь) каждой вещи или существа в общекосмическом процессе. Согласно этой концепции, всякая вещь (или существо) имеет предрасположенность, которая содержится в ее врожденном характере (совокупности качеств) и реализуется тем успешнее, чем в большей степени поведение индивида совпадает с его предусмотренным природой “устройством и предназначением”. Успешное следование своему “принципу” образует благоприятную судьбу вещи, разного рода отклонения ведут к несчастьям. В конечном счете эти несчастья обусловлены неспособностью вещи “видеть” и реализовывать свою “судьбу” в рамках “удела”, отведенного для данного класса вещей дао как всеобщим закономпринципом. Го Сян особо подчеркивает пагубность для индивида конфликта между “изначальной природой” и “судьбой”. Искусство их гармонизации ведет к обретению мистического опыта счастливых “странствий в беспредельном” (сяо яо), т. е. безмятежности, следующей за освобождением от всякой пространственно-временной ограниченности, что и должно полагаться конечной целью человеческого опыта.
    Г. А. Ткаченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 858
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ВЕЩЬ ДЛЯ НАС"
  • "ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “ЧЖУАН-ЦЗЫ”
  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • вэнь-цзы
  • ДУ ГО-СЯН
  • знание-как и знание-что
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Квота для женщин
  • мин сян цзи
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • СЫ СЯН
  • СЫМА СЯН-ЖУ
  • сян сю
  • сян шу чжи сюэ
  • СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • цзы сы - мэн-цзы школа
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ
  • Чжуан
  • ЧЖУАН-ЦЗЫ
  • ЧЖУАН-ЦЗЫ, Чжуан Чжоу
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь