|
ЧЕРНОВЧЕРНОВ Виктор Михайлович (1876–1952) – один из лидеров и идеолог партии правых эсеров. После Февр. революции 1917 – министр земледелия Временного пр-ва. "Синтетическое" миросозерцание Ч. – эклектический синтез идей народнического социализма и эмпириокритицизма (махизма). Идеи, по Ч., – "...психологическое выражение накопленной в мозгу человечества потенциальной энергии...", субъект – "...мерило истины..." ("Философские и социологические этюды", М., 1907, с. 29, 371). Общий предмет логики, психологии и гносеологии – "человеческий опыт и его обработка". Внутр. источники обществ. развития, по Ч., заключены во взаимодействии роста населения и внешней природы. Деление историч. явлений на экономические и идеологические, по Ч., является условным: "экономическое есть в значительной мере психическое"; поэтому, заключает Ч., нельзя говорить о "примате материального над идеальным в истории". Теорию Маркса и учение о диктатуре пролетариата Ч. считал неприменимыми к условиям "сельско-хозяйственной России". Соч.: Социалистич. этюды, М., 1908; Интернационал и война. Сб. ст., П., 1917; Конструктивный социализм, т. 1, Прага, 1925. Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 5, с. 129–46; Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958, с. 591–93; Зайдель Г., "Конструктивное" убожество, "Воинств. материалист", 1925, кн. 3. В. Клушин. Петродворец. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ЧЕРНОВ ЧЕРНОВ Виктор Михайлович [19 ноября (1 декабря) 1873, Камышин — 15 апреля 1952, Нью-Йорк] — русский политический деятель; один из лидеров и теоретиков партии эсеров времени ее основания в 1902, разработал ее программу в 1904. В 1917 министр земледелия во Временном правительстве, в 1918 председатель Учредительного собрания, после его разгона — член Уфимского государственного совещания. В 1920 нелегально пересек границу, жил во Франции, Чехословакии, других странах Европы. Участвовал в движении Сопротивления, затем уехал в Америку. В своем варианте неонародничества обращался к началам новейшего философского и психологического знания (в частности, неокантианству) и разработал “на уровне социальности” центральную посылку махизма о ключевом месте человеческого опыта и способах его обработки. Опыт — начало начал не только в логике и философии, но и в теории общественного развития. Чернов считал субъекта — как его носителя — мерилом истины, а личность — решающей силой истории. Отрицал приложимость идей Маркса к крестьянской России, критически относился к решению в марксизме национального, и в первую очередь славянского, вопроса, претендовал на выработку синтетического мировоззрения. В эмиграции разрабатывал концепцию “конструктивного социализма” как прикладного социализма с ориентацией на личность и установкой на “очеловечивание человечества”. “Серп” и “молот” должны третьим революционным собратом иметь “книгу” (Конструктивный социализм, ч. 1. Прага, 1925, с. 23). Соч.: Философские и социологические этюды. М., 1907; Перед бурей. Воспоминания. Нью-Йорк, 1953. Лет.: Был ли у России выбор (Н. И. Бухарин и В. М. Чернов в социально-философских дискуссиях 20-х годов). М., 1996. И. Е. Задорозкток Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|