СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ


СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
отрасль социологии, изучающая структуру, закономерности и эффективность деятельности систем массовой коммуникации (МК). Предмет исследования С. м. к. – функционирование систем МК, ее содержание, ее аудитории и каналы (печать, радио, телевидение, кино и др.), используемые для достижения определ. социальных целей через пропагандистское, просветительное или рекламное воздействие.
С. м. к. исследует отд. элементы системы МК, зависимость достигаемых результатов от воздействия различных факторов, рассматривает формирование или изменение установок, стереотипов и мнений в аудиториях. С. м. к. изучает признаки и роль коммуникатора в этом процессе; с помощью т.н. "контентного анализа" выявляет закономерности взаимодействия источника коммуникации с аудиторией в зависимости от передаваемого содержания, его классовых, идеологич. характеристик, а также способа изложения информации, интенсивности знаков и их значений, частотности повторения и т.д.; исследует аудиторию – выясняет ее ценностные ориентации и интересы, признаки непосредств. получателей информации – т.н. "лидеров мнения" – и их мотивы для дальнейшего распространения воспринятого содержания МК в малых группах; принципы, отбора аудитории в процессе МК в зависимости от надежд индивидов найти в ее содержании подтверждение своих ожиданий, мнений или сомнений, поощрение своего поведения; анализирует процессы восприятия содержания, его дальнейшей умств. переработки, запоминания и, наконец, принятия или непринятия коммуникационного воздействия; изучает оптимальные пути получения искомых результатов и причины "эффекта бумеранга" – т.е. достижения результатов, противоположных искомому.
С. м. к. возникла в 1-й четв. 20 в. в США. Важную роль в ее развитии сыграли работы социологов Б. Берелсона, X. Кэнтрила, П. Лазарсфельда, Г. Лассуэлла, Р. Мертона, Т. Ньюкома, Г. Олпорта, К. Ховленда, М. Шерифа, У. Шрамма, создавших школы гл. обр. в США, Англии и Франции.
В СССР в 20-х гг. были проведены исследования В. Кузьмичевым, Д. Лебедевым, Н. Рубакиным, Я. Шафиром, изучавшими гл. обр. эффективность воздействия печати. В 60-х гг. возник ряд центров по изучению проблематики С. м. к.: Сектор МК и обществ. мнения Ин-та конкретных социальных исследований, Социально-психологич. лаборатории ЛГУ, факультет журналистики МГУ, кафедра журналистики Академии обществ. наук при ЦК КПСС, кафедра обществ. психологии Ин-та обществ. наук, социологич. лаборатория Тартуского ун-та. В ПНР проблемами MК занимается Центр по печати в Кракове, в ЧССР – Ин-т теории и истории средств МК при Карловом ун-те в Праге.
Лит.: Шафир Я., Очерки психологии читателя, М.–Л., 1927; Лебедев Д., Голос миллионов, М.–Л., 1928; Кузьмичев В. ?., Организация обществ. мнения, М.–Л., 1929; ?убакин ?. ?., Психология читателя и книги, М.–Л., 1929; Сaппак В., Телевидение и мы, [М., 1963]; Прохоров Е. П., Журналистика и принципы социологии, "Вестн. МГУ. Серия 11. Журналистика", 1966, No 4; Алексеев А. Н., К вопросу о предмете социологии печати, там же, 1967, No 4; Шерковин Ю. ?., О природе и функциях массовой коммуникации, там же, 1967, No 6; Совр. бурж. теории журналистики. Сб. ст., под ред. Я. Н. Засурского, [М.], 1967; Фирсов Б., Массовая коммуникация, "Журналист", 1967, No 2; Hожин ?. ?., Теория коммуникации и ее значение для пропаганды, в сб.: Проблемы научного коммунизма, вып. 2 – Конкретные социологич. исследования и идеологич. деятельность, М., 1968; Сantril H., Allport G., The psychology of radio, N. Y.–L., 1935; Waples D., Вerelson В., Bradshaw F., What reading does to people, Chi., [1940]; Merton В. К., Mass persuasion, N. Y.–L., [1946]; Smith B. L., Lasswell H. D., Casey R. D., Propaganda, communication and public opinion, Princeton, 1946; Plas В. de, Verdier H., La publicite, P., 1947; Bryson L. [ed.]. The communication of ideas, a series of adresses, ?. ?., [1948]; Lazarsfeld P. F., Stanton F. N. [eds], Communications research. 1948–1949, ?. ?., [1949]; Schramm W. L., The process and effects of mass communication, Urbana, 1954; Smith B. L., Smith С. М., International communication and political opinion, Princeton, [1956]; World communication. Press, radio, film, television, 3 ed., [P., 1956]; Wright C. R., Mass communication; A sociological perspective, N. Y., [1959]; Klapper J. T., The effects of mass communication, Glencoe (Ill.), [1960]; Shannon C. and Weaver W., The mathematical theory of communication, Urbana, 1962; Schramm W. L. [ed.], The science of human communication, N. Y.–L., 1963; People, society and mass communications, eds. L. A. Dexter, D. M. White Glencoe–L., [1964]; Reader in public opinion and communication, eds. B. Berelson, M. Janowitz, 2 ed., N. Y.–L., [1966]; Leandrov I., Masovno komuniciranje kao naucna disciplina, Beograd, 1967; см. также лит. при ст. Общественное мнение.
Ю. Шерковин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1723
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • gender stereotypes in mass media
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Очерки по психологии исследования”
  • Воздействия шума (noise effects)
  • Книжный Киоск При Факультете Журналистики
  • КОММУНИКАЦИИ БАРЬЕРЫ
  • КОММУНИКАЦИИ МОДЕЛЬ
  • КОММУНИКАЦИИ ПРОГРАММА
  • КОММУНИКАЦИИ ПРОЦЕСС
  • КОММУНИКАЦИИ СЕТЬ
  • КОММУНИКАЦИИ СИТУАЦИЯ
  • КОММУНИКАЦИИ СТИЛЬ
  • КОММУНИКАЦИИ ЦЕПЬ
  • Коммуникация животных (animal communication)
  • МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕОРИИ
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ
  • Межличностная коммуникация (interpersonal communication)
  • МЕТААНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ ГРАВЕ
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • Объем коммуникации на языке
  • Опросы общественного мнения (opinion polls)
  • Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования
  • Процессы коммуникации (communication processes)
  • СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • Суицидальные коммуникации
  • Теория коммуникации (communication theory)
  • Тренинг коммуникативных умений (communication skills training)
  • Убеждающие коммуникации (persuasive communications)
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь