|
СОХРАНЕНИЯ ПРИНЦИПЫСОХРАНЕНИЯ ПРИНЦИПЫ утверждения, выражающие идею сохранения вещей, свойств или отношений природы и выступающие в качестве принципов науч. теорий. К числу С. п. относятся, напр. известные в физике законы сохранения – энергии, массы, импульса, момента импульса, электрич. заряда, барионного заряда, лептонного заряда, странности, четности и т.п. Закон сохранения энергии в качестве общего закона природы был открыт в сер. 19 в. Получив применение в различных областях классич. физики, он и в наст. время остается важнейшим принципом физич. науки. Новая форма действия этого закона сохранения основана, в частности, на учете взаимосвязи энергии и массы (Е=mс2): закон сохранения массы применяется в совр. физике совместно с законом сохранения энергии и действие его часто выявляется через сохранение энергии. Движение имеет и др. сохраняющиеся параметры. Напр., импульс р, равный произведению массы частицы на ее скорость, характеризует определ. образом направленность движения частицы и связан только с движущейся частицей. Если к.-л. частица в момент своего превращения покоится, то в результате такого превращения не может образоваться только одна движущаяся частица. Такой процесс не противоречил бы закону сохранения энергии, но запрещается законом сохранения импульса. В результате превращения в этом случае возникают по крайней мере две частицы. С т. зр. теории относительности, импульс движущейся частицы следует рассматривать и в связи с энергией, и в связи с ее собств. массой. В этом случае импульс р, энергия ? и масса покоя т0 будут связаны соотношением Е2–р2с2=m02с4, где с – скорость света. Вращат. движение характеризуется сохранением момента импульса. Вращение может быть орбитальным и собственным. Орбитальный момент импульса частицы в единицах постоянной Планка (h) принимает значения, кратные h. Собств. момент импульса частицы, или спин, кратен 1/2 h. К числу свойств частиц, связанных с их внутр. структурой, относится электрич. заряд е. С т. зр. совр. физики, в процессах взаимных превращений частиц сохраняется алгебраич. сумма зарядов. Можно сказать, что закон сохранения заряда соответствует структурным изменениям материи, а сам электрич. заряд является важнейшим инвариантом структурных изменений. Сохраняющийся электрич. заряд можно рассматривать и как константу электромагнитного взаимодействия. Ядерное взаимодействие существенно отличается от электромагнитного и характеризуется соответствующими сохраня- ющимися величинами. Такой величиной является, в частности, изотопич. спин, к-рый в качестве специфич. свойства частицы связан с электрич. зарядом. Частицы могут объединяться в зарядовые семейства. Если зарядовое семейство состоит из двух частиц, напр. из протона и нейтрона, то изотопич. спин равен половине и эта величина характеризует все семейство. Можно, однако, ввести различное значение изотопич. спина для каждого члена семейства, в данном случае для протона и нейтрона. Если превращения частиц вызываются зарядово-независимыми взаимодействиями, то полный изотопич. спин I системы частиц сохраняется. Исследование процессов рождения и гибели гиперонов и К-мезонов привело к открытию нового сохраняющегося параметра – странности и соответствующего закона сохранения. Странность S по абс. значению выражается целым числом и подобно электрич. заряду может иметь положительный или отрицат. знак. М. Гелл-Ман и К. Нисидзима, к-рые выдвинули идею новой сохраняющейся величины и дали ей название, на основе открытого ими закона сохранения предсказали существование новых частиц. Сохраняющиеся параметры дают основание для объединения различных частиц в соответствующие классификационные группы или классы. Странные частицы могут быть объединены в один класс с нуклонами, т.к. всем членам этого класса можно приписать одно общее свойство – барионный заряд. Частицы, у к-рых барионный заряд равен +1, наз. барионами, а те, у к-рых барионный заряд равен –1, – антибарионами. Закон сохранения барионного заряда, или, иначе, барионного числа А, обеспечивает устойчивое существование протонов и, следовательно, ядер атомов и всей материи в целом. Полное значение величины А остается во всех превращениях постоянным. Можно говорить в силу этого о законе сохранения числа барионов. Барионы сохраняются, кроме случаев возможной аннигиляции барионов и антибарионов. Но и тогда барионный заряд, подобно электрич. заряду, не исчезает вообще, а сохраняется как скрытая возможность. Закон сохранения барионного заряда и закон сохранения странности тесно связаны друг с другом. Их связь принимает простую форму, если ввести понятие гиперзаряда Y, равного удвоенному значению среднего заряда семейства частиц. В этом случае странность S и барионный заряд А будут связаны следующим простым соотношением S=Y–А. Для класса легких частиц – лептонов, к числу к-рых относятся нейтрино, электроны, мю-мезоны и соответствующие им античастицы, объединяющим принципом является закон сохранения лептонного заряда. Этот закон, в свою очередь, разделяется на два независимых закона – закон сохранения электронного лептонного заряда и закон сохранения мюонного лептонного заряда. Кроме рассмотренных С. п., в физике элементарных частиц действуют и др. С. п., напр. закон сохранения четности или принцип унитарности в совр. квантовой теории поля. Существуют, однако, и др. рода С. п. С появлением теории относительности выявилось исключит. значение принципа сохранения законов науки, или, иначе, принципа инвариантности. Любой закон природы представляет собой выражение нек-рой регулярности, нек-рого постоянства. Принцип инвариантности в качестве физич. принципа выявляет спец. условия этого постоянства по отношению к определ. классу движений. В механике Ньютона условием необходимости и общности законов движения выступали абс. пространство и время. В относительности теории условие общности и необходимости законов движения связывается с понятием инерциальной системы, в к-рой по определению выполняются известные законы сохранения. Способ перехода от одной инерциальной системы к другой, движущейся относительно первой равномерно и прямолинейно, и выражает условие инвариантности законов природы. Такой переход, позволяющий вычислять пространственно-врем. координаты данной системы, если известны координаты др. системы, выражается посредством нек-рых математич. преобразований. Законы механики Ньютона инвариантны относительно преобразований Галилея. Законы релятивистской механики инвариантны относительно преобразований Лоренца. Многообразие С. п. приводит к необходимости их классификации. В основу классификации можно положить различия в характере сохраняющихся объектов и различия в математич. формах выражения С. п. П о степени общности действия С. п. можно разделить на 2 класса – общие и частные. К первым можно отнести, напр., законы сохранения энергии, массы, импульса, момента, электрич. заряда. К частным С. п. будут отнесены законы сохранения четности, изотопич. спина, странности. Общие С. п. образуют основу единства физич. знания, а частные С. п. составляют класс законов, свидетельствующих о специфичности отд. областей физич. знания. Открытие этого второго класса С. п. является важной чертой развития новейшей физики. Деление С. п. на общие и частные позволяет по-новому рассматривать проблему их абсолютности. Любой из С. п., принадлежащих классу общих законов, может обнаружить ограниченность сферы своего действия. Др. словами, могут быть открыты такие области природы, где нек-рые из общих С. п. окажутся неприменимыми. На первый взгляд, это ведет к уменьшению класса общих законов и тем самым к допущению принципиальной возможности превращения его в пустой класс. Но такой вывод был бы необоснованным. В новых необычных областях природы могут и должны быть открыты новые, более общие С. п. Произойдет изменение состава класса общих принципов, но такого рода класс в силу единства науч. знания сохранится во всякой будущей теории. Абсолютен не тот или иной конкретный С. п., а сама идея сохранения, к-рую можно выразить в качестве общетеоретич. принципа – ни одна развитая науч. теория не может быть построена без введения тех или иных сохраняющихся величин. Для каждого данного э т а п а р а з в и т и я ф и з и к и можно последовательно провести деление С. п. на три класса – сохранение вещей, свойств и отношений. К классу С. п. вещей можно отнести, напр., закон сохранения массы в его классич. форме, когда масса рассматривается как число частиц в теле (в совр. физике под массой понимается не число частиц, а мера инертных и гравитационных свойств). Законы сохранения вещей и законы сохранения свойств взаимопереходят друг в друга. В физике элементарных частиц это проявляется особенно наглядно: законы сохранения лептонного и барионного зарядов можно сформулировать как законы сохранения разности соответствующих частиц и античастиц, или, кратко говоря, как законы сохранения барионов и, соответственно, лептонов. В структуре совр. физич. теории законы сохранения свойств оказываются более существенными, а еще более существенно сохранение связей или отношений вещей. Логич. переход от сохранения вещей к сохранению свойств, а затем к сохранению отношений (инвариантности) соответствует в совр. теории переходу от менее общих к более общим и, следовательно, более фундаментальным С. п. В связи с этой особенностью совр. физич. теорий возникает вопрос о смысле и значении закона сохранения материи и движения. Этот закон в истории познания природы принимал различные формы. В формулировке Ломоносова (1748) сохраняющимся объектом выступает сама материя или вещество, а также движение. Лавуазье (1789) формулирует закон сохранения материи как принцип, согласно к-рому в каждом процессе в начальный и конечный момент находится неизменное количество материи. Если материя рассматривается как система неизменных атомов, то ее сохранение предстает как их неуничтожимость, а всевозможные превращения веществ сводятся к структурным видоизменениям этих веществ. Если же структура материи неизвестна или от нее отвлекаются, то сохранение материи выражается как неуничтожимость некоторых существ. свойств материальных объектов. В процессах превращения сохраняются, именно существ. свойства. Однако существенность свойств определяется в свою очередь через их сохранение в исследуемых процессах. Здесь именно тот логич. круг, к-рый характерен для фундаментальных понятий науки и к-рый разрывается выходом в сферу филос. принципов. Ломоносову, как и Лавуазье, материя представляется в виде неизменных атомов. Т.к. атомы обладают постоянной массой и весом, то действие закона сохранения материи может выявляться в конкретном исследовании посредством взвешивания веществ до реакции и после реакции. К тому времени уже были известны наблюдения Рише, показавшие зависимость веса тела от места на земной поверхности. Поэтому взвешиванием, строго говоря, определялась величина массы тела, к-рая отождествлялась с количеством материи. Такая трактовка закона сохранения материи существовала до конца 19 в., хотя уже к этому времени закон сохранения и превращения энергии и успехи электромагнитной теории Максвелла подготовили основу для изменения формы этого закона. Новые представления о структуре материи, связанные с результатами теории относительности и квантовой физики, привели к формулировке положения, согласно к-рому во всех известных науке превращениях материальных объектов сохраняются их общие свойства и отношения. В совр. понимании материя представляет собой ряд структурных уровней, начинающийся с известных к наст. времени фундаментальных частиц, к-рые сами по себе лишь относительно устойчивы. Если относит. устойчивость их принять за абс. устойчивость, как это имело место в классич. атомизме, то принцип сохранения материи может принимать классич. форму, выступая, в частности, как закон сохранения массы. С т. зр. совр. атомизма, фундаментальные частицы материи взаимопревращаемы. Процессы взаимных превращений приводят к образованию новых частиц, относящихся к тому же классу фундаментальных частиц материи или к более сложным структурным формам, составленным из этих частиц. Сама связь этих частиц образует сложные структурные формы и представляет собой особый вид материи – поле, к-рое, в свою очередь, может быть квантовано. Факт порождения материальными частицами др. материальных частиц, др. словами, факт различия при тождестве, и дает основание для новой трактовки принципа сохранения материи и движения. Условием сохранения материи выступает теперь ее изменение, а изменение, в свою очередь, невозможно без сохранения общих свойств, присущих всем формам материи. Вся совокупность известных к наст. времени конкретных С. п. выражает общий принцип сохранения материи и движения. Конкретные формы С. п. имеют математич. выражение, что позволяет классифицировать их по математич. формам. Анализ этих форм показывает, что формулирование С. п. выступает как условие применения математики в данной теоретич. системе науки. Развитие физич. теории, в частности, совершается по мере того, как удается открыть новые сохраняющиеся величины и разработать или найти в развивающейся математике адекватный этим величинам математич. аппарат. Возможность такой роли математики объясняется тем, что любая развитая математич. теория содержит понятия, к-рые так или иначе выражают идею инвариантности. В нек-рых теориях эта идея выступает непосредственно. К ним относится теория групп, к-рая в последние годы находит все возрастающее признание и применение в физике и др. науках о природе. Принимая разнообразные формы, С. п. являются необходимыми основоположениями всякого науч. знания, хотя часто они явно не формулируются. Можно сказать, что знание становится научным, приобретает возможность развития в качестве теоретич. системы в той мере, в какой принимает конкретные формы идея сохранения. Эта идея обнаруживается уже в древней философии, в характерных для нее поисках извечных начал или корней всего существующего. Атомизм древних стал первым в истории познания природы конкретным воплощением идеи сохранения. Др. сторону этой идеи раскрыл Платон в учении о неизменяющихся гармонически организованных элементах, лежащих в фундаменте мира. Это учение позднее воплотилось в принцип симметрии, тесно связанный с совр. представлениями о С. п. Само содержание понятия симметрии можно рассматривать как специфич. единство сохранения и изменения, вытекающее из единства тождества и различия, внутреннего и внешнего в объектах природы. Симметрия имеет место там, где можно выявить в определ. отношении различие объекта от внешнего окружения и его внутр. тождество с самим собой. Она представляет собой гармонич. равновесие сохраняющегося и изменяющегося в любом процессе изменения, в любой форме движения. Динамич. процессам, к-рые исследует физика, соответствует абстрактная динамич. симметрия, сохраняющимися параметрами к-рой выступают, в частности, энергия, импульс, момент, заряды и т.п. Сообразно трем классам сохраняющихся объектов можно говорить о трех осн. типах симметрии: симметрии вещей, свойств, отношений. При переходе в процессе познания от одного уровня материи к другому нередко обнаруживаются новые сохраняющиеся элементы. В таких случаях познание в конечном счете приходит к выявлению нового типа симметрии. Поэтому можно сказать, что в познании действует своеобразный принцип сохранения симметрии: обнаружение нарушения одного типа симметрии компенсируется открытием др. типа симметрии. Поиски инвариантных величин становятся необходимым элементом науч. анализа не только в области физики, но и во всех др. областях науки, где решающее значение приобретает понятие структуры. С. п. выступают в этом случае как метод познания структуры. С этой т. зр., новейшие открытия молекулярной биологии представляют собой обнаружение глубоких структурных инвариантов живых систем, своеобразных, специфически биологических С. п. (напр., при изучении наследственности). С. п. находятся в тесной связи с классич. законами и категориями диалектики. Единство сохранения и изменения является весьма общим законом природы. Действие этого закона можно проследить, однако, и в др. сферах действительности, включая и область человеч. мышления. В частности, в развитии науч. познания в качестве формы этого закона можно рассматривать соответствия принцип. Всеобщность единства сохранения и изменения позволяет говорить о своеобразном законе диалектики, имеющем столь же общий характер, как и все ее др. законы. Этим же определяется и важная роль категории сохранения, к-рая должна включаться в общее учение о движении. Анализ категории движения и подробно развитые в сов. лит-ре классификации форм движения нельзя считать полными без анализа соответствующих форм сохранения. Процесс познания на любом уровне строится т.о., что выявляемые характеристики объекта приобретают все более инвариантный характер по отношению к изменяющимся условиям познания. Напр., познание движения как объективного процесса и в особенности познание движущегося объекта приводит к выявлению инвариантных характеристик самого движения и к вычленению объекта из непрестанно изменяющихся ситуаций. Такое вычленение и обеспечивается обнаружением разнообразных сохраняющихся параметров изменяющегося объекта. Если понятию сохранения придать категориальный характер, то можно утверждать, что и к познанию применимы своеобразные, широко понимаемые С. п. как существ. критерии его истинности. С этой т. зр. можно подойти к оценке нек-рых известных логич. и теоретико-познават. концепций и принципов. Напр., закон тождества в формальной логике при известных условиях можно рассматривать как своеобразную форму С. п., работающую в области формальной структуры самого мышления. Сам процесс становления мышления в индивидуальном развитии, равно как и историч. движение науч. познания, подчиняется своим особым "законам тождества", своеобразным С. п. в форме специфич. инвариантов развивающейся мысли. Именно такого рода инварианты обеспечивают объективную ориентацию человека в непрестанно изменяющемся мире и в конечном счете определяют объективную значимость развивающегося познания. Лит.: Планк М., Принцип сохранения энергии, пер. с нем., М.–Л., 1938; Вейль Г., Классич. группы, их инварианты и представления, пер. с англ., М., 1947; Кузнецов И. В., Принцип соответствия в совр. физике и его филос. значение, М.–Л., 1948; Законы сохранения в физике и причинная обусловленность явлений природы, в кн.: Проблема причинности в совр. физике, М., 1960; Меры движения и законы сохранения, в кн.: Филос. вопросы совр. учения о движении в природе [Л.], 1962; Кузнецов И. В., Взаимосвязь физич. теорий, "ВФ", 1963, No 6; Вигнер ?., Симметрия и законы сохранения, "УФН", 1964, т. 83, вып. 4; Веселовский В. Н., Филос. значение законов сохранения материи и движения, М., 1964; Менский М. Б., Сохранения законы, в кн.: Физический энциклопедии, словарь, т. 4, М., 1965; Овчинников ?. ?., Принципы сохранения, М., 1966; Готт В. С., ?еретурин А. Ф., Абсолютное и относительное в законе сохранения и превращения энергии, "ВФ", 1967, No 3. H. Овчинников. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. СОХРАНЕНИЯ ПРИНЦИПЫ СОХРАНЕНИЯ ПРИНЦИПЫ — основоположения научной теории, содержащие утверждения о неизменности, инвариантности объектов исследования — вещей, свойств или отношений — в процессе построения системы понятий в определенной области знания. Иногда принципы сохранения называют постулатами, в особенности в тех случаях, когда имеется в виду математическая форма научной теории. Рассматривая принципы теории тяготения, В. А. Фок писал: “Сущность теории относительности (как бы ее ни называли) заключается в постулатах о свойствах пространства и времени, а постулаты имеют абсолютный характер. Хроно-геометрические постулаты эти следующие: существование предельной скорости распространения всякого рода действий и однородность пространства и времени”. (Фок В. А. Физические принципы теории тяготения Эйнштейна.— “ВФ”, 1966, № 8, с. 15). Постулат предельной скорости называют часто принципом постоянства скорости света — это постоянство есть сохранение определенной физической величины и потому может быть названо особенным принципом сохранения. Принцип относительности, положенный в основание специальной теории, говорит о сохранении законов при переходе из одной инерциальной системы в другую. Принцип инвариантности — это по сути принцип сохранения существенных отношений при преобразованиях, проводимых при построении теории. То, что Фок назвал постулатом однородности пространства и времени, позволяет теоретически вывести соответствующие законы сохранения — из однородности пространства выводится закон сохранения импульса, из однородности времени — законсохранения энергии. Из изотропности же пространства (т. e. равноправия всех пространственных направлений и связанной с этим инвариантности относительно вращения системы в пространстве) следует закон сохранения момента. Необходимо различать законы сохранения как существенные особенности самих объектов исследования и принципы сохранения, которые выполняют роль методологических основоположений научной теории. Некоторые из законов сохранения — законы сохранения энергии, импульса, заряда и т. п., будучи экспериментально подтверждаемыми, при их обобщенной интерпретации могут выполнять функцию принципов теоретизации в соответствующей области исследования. Подобные принципы теоретизации можно назвать порождающими. Из истории науки известно, что весьма общие утверждения о сохранении вещей, свойств или отношений могут способствовать установлению специальных законов сохранения. Значимость принципов сохранения осознается, когда эти принципы принимают форму особенных законов, выраженных на языке конкретной теории. Принципы сохранения выступали первоначально в форме идеи сохранения, к которой пришли античные мыслители. Пытаясь выразить в понятиях наблюдаемые движения, а равно и множественность видимых вещей, они обнаружили удивительную несогласованность очевидного движения, прежде всего пространственного перемещения вещей, с одной стороны, и возможности выразить это наблюдаемое движение в логически непротиворечивых суждениях, — с другой. Аналогичная трудность обнаружилась и при попытке выразить в суждениях наблюдаемую множественность мира. Затруднения мысли (апории) были подробно развернуты в школе элеатов. Парменид пришел к выводу, что истинное знание — это знание вечного, неизменного бытия. Ученик Пармеиида Зенон утверждал, что допущение движения и множественности приводит мысль к противоречию. В попытках элеатов понять феномены движения и множественности мысль впервые обращается на самое себя. В апориях элейской школы рождалась идея вечности, покоя, неизменности, составляющая и ныне содержание принципов сохранения. Парменид говорил о бытии: “Не возникает оно и не подчиняется смерти”. В диалоге Платона “Парменид” один из персонажей замечает: “Когда что-либо переходит от бытия к табели или от небытия к возникновению, происходит его становление между неким движением и покоем и оно в тот момент не имеет ни бытия, ни небытия, не возникает и не гибнет” (Парменид.— Платон. Соч., т. 2. M., 1970, с. 458). Это высказывание можно назвать принципом Парменида; то была исторически первая форма принципа сохранения, выраженного здесь в натурфилософском виде. У Платона принцип Парменида переформулирован в принцип знания — в основе бытия лежит неизменная истина. Этот принцип оказал воздействие и на формирование концепции идей Платона, и на рождение античного атомизма. В Новое время Декарт выражает идею сохранения в теологической форме: “Находя в себе идею Бога или всесовершеннейшего существа, мы вправе допытываться, по какой именно причине мы имеем ее. Но внимательно рассмотрев, сколь безмерны представленные в ней совершенства, мы вынуждены признать, что она не могла быть вложена в нас иначе, чем всесовершенным существом, то есть ни кем иным, как Богом, подлинно сущим или существующим, ибо при естественном свете очевидно не только то, что ничто не может произойти из ничего, но и то, что более совершенное не может быть модусом менее совершенного...” (Начала философии.—Дек<грп” Р. Избр. соч. М., 1950, с. 434). Действие принципа сохранения Декарт распространяет и на движение: “В мире постоянно сохраняется одно и то же количество движения” (там же, с. 511). Ньютон, хотя и не признавал принципа Декарта, однако был вынужден формулировать принцип инерции в качестве первого закона механики: “Врожденная сила материи есть присущая ей способность сопротивления, по которой отдельно взятое тело, поскольку оно предоставлено самому себе, удерживает свое состояние покоя или равномерного прямолинейного движения” (Ньютон И. Математические начала натуральной философии.— В кн.: Собр. трудов акад. А. Н. Крылова, т. 7. M.—Л., 1936, с. 27). Ньютон не проводил различения между законами природы и принципами теории; между тем только различение этих понятий позволяет поставить их в определенное соотношение, в отношение порождения — именно принцип сохранения порождает определенный, в данном случае специальный, закон сохранения. Все разнообразные формулировки принципа инерции так или иначе выражают мысль о сохранении движения или, в общем случае, сохранении состояния. Можно придать этому утверждению и вид классического принципа относительности — законы механики выполняются (сохраняются) как в системе покоящейся, так и в системе движущейся равномерно и прямолинейно относительно исходной системы. Принцип относительности и принцип инерции представляют собою различные формулировки одного и того же принципа — принципа сохранения. Изменение состояния системы происходит под влиянием внешних воздействий, которые в механике получили название сил и рассматриваются как причины такого изменения. Так, переход от равномерного прямолинейного движения к ускоренному вызывается силой. Однако понятие силы, очевидное в естественном языке, оказывается весьма проблематичным в языке науки. На эту неясность понятия силы обращали внимание уже современники Ньютона. Тем не менее, в этом понятии содержался в зародыше новый принцип сохранения. Первоначально задача формулировалась как необходимость найти истинную меру сил. Поиски такой меры привели к открытию специального принципа сохранения. В сер. 19 в. Р. Майер, подобно другим ученым того времени, обращается к опытному и теоретическому оправданию закона сохранения сил. Одно из убедительных для него оправданий он находит в старинном утверждении: causa aequat essectum (причина равновелика действию). Впоследствии термин “сила” был заменен термином “энергия”. Так был не столько открыт, сколько в особенной форме сформулирован еще один “сохранения принцип” — сохранения энергии. В современной физике частиц принципы сохранения тесно взаимосвязаны с принципом симметрии. Каждый новый шаг в развитии этой области знания так или иначе связан с открытием новых или с более глубоким пониманием уже известных сохраняющихся величин. Понятие симметрии органически включает в себя идею сохранения — феномен симметрии можно описать как определенное, в каждом случае особенное, единство сохраняющихся и изменяющихся элементов исследуемого явления. Стремление построить единую теорию элементарных частиц связано с поисками особенного рода симметрии или даже “суперсимметрии”. Открытие нарушения какой-либо симметрии равнозначно обнаружению нарушения соответствующего принципа сохранения. Так, нарушение принципа сохранения четности в области т. н. слабых взаимодействий частиц означает нарушение зеркальной симметрии. Выявление подобного нарушения вызывает поиск нового, ранее не известного типа симметрии и соответствующего закона сохранения. Так, после открытия нарушения закона сохранения четности был предложен новый закон сохранения — комбинированной четности — и восстановлена соответствующая комбинированная симметрия. Т. о., можно говорить о действии в истории научного познания своеобразного метапринципа — принципа сохранения. Абсолютность принципов сохранения заключается в том, что любой общий принцип при его возможном нарушении в какой-либо области природы сменяется другим, более общим, действующим в той же области. Абсолютен не тот или иной конкретный принцип сохранения, но абсолютна идея сохранения: ни одна область теоретического исследования не может не содержать устойчивых, сохраняющихся величин. ?. ?. Овчинников Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|