МАХ


МАХ
(Mach) Эрнст (1838—1916) — австр. физики философ. Род. в Австро-Венгрии, в местечке Турас, ныне Туржани, находящемся на территории современной Чехии. В 1864,26 лет отроду, получил должность проф. физики в ун-те Граца. Через три года молодого ученого приглашают занять должность ректора Пражского унта. Здесь он провел большую часть своей творческой жизни. И лишь на склоне лет, в 1895, М. принимает предложение возглавить кафедру натуральной философии в знаменитом Венском ун-те. К этому времени он отошел от физики и почти полностью погрузился в философию. Умер М. в самый разгар Первой мировой войны неподалеку от Мюнхена.
М. оставил заметный след в физике: вошли в учебники понятия «конус М.», «число М.», «принцип М.». Критика им основных понятий классической механики подготовила почву для создания теории относительности и оказала непосредственное влияние на одного из ее создателей — А. Эйнштейна. Однако в историю М. вошел не столько как физик, сколько как философ — создатель и глава филос. школы, получившей название «махизм», или «эмпириокритицизм». Рассматриваемая в исторической перспективе, эта школа заняла место «второго позитивизма», ибо М., его соратники и ученики в новых исторических условиях развивали идеи основоположников позитивизма и, как показало время, готовили почву для третьей волны позитивизма, поднявшейся в сер. 1920-х гг.
Согласно М., мир состоит из небольшого числа однородных элементов, представляющих собой соединения физического с психическим, материи и духа. Между этими элементами нет отношений «сущность — явление» или «причина — следствие», а имеются лишь функциональные связи. Поэтому основная, можно сказать, единственная задача науки сводится к описанию элементов мира и функциональных связей между ними. Даже научная теория является не более чем описанием — сокращенной записью множества конкретных описаний, которые иначе трудно было бы запомнить и воспроизвести. В использовании теорий проявляется принцип экономии мышления — основной принцип, направляющий развитие человеческого познания. Философия М. была порождена кризисом классического естествознания, неспособностью ученых понять новые явления с помощью старых концептуальных средств. На первых порах в среде ученых распространилось мнение о том, что наука и не должна ставить перед собой гордую задачу постижения истины. Это мнение и выразила философия М. Однако как только ученые выработали средства объяснения и понимания новых данных, философия М. потеряла своих сторонников и отошла в область истории. Сам М. так и не принял ни теорию относительности, ни квантовую механику, совершившие революцию в физике, ту революцию, для подготовки которой он так много сделал.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


МАХ
MAX (Mach) Эрнст (род. 18 февр. 1838, Моравия – ум. 19 февр. 1916, Хар, близ Мюнхена) – нем. физик и философ; с 1897 по 1901 – профессор в Вене. Причину возникновения и цель науки видел в удовлетворении необходимых жизненных потребностей. 'Поэтому она должна строго ограничиваться минимально возможными затратами мыслительной энергии – т.е. стремиться к экономии мысли – на исследование действительно фактического, в частности отказаться от всех метафизически-религиозных спекуляций. Реальны, по Маху, только ощущения – звуки, цвета, тяжесть, теплота, запахи, пространство, время и т. д. – и их функциональные, непричинные зависимости и связи; вещи – это комплексы ощущений, Я – тоже лишь замкнутая в себе группа ощущений, которая с др. группами ощущений, образующими внешний мир, связана слабее, чем внутри себя. Следовательно, существенного различия между психическим и физическим, Я и миром, представлением и объектом, внутренним и внешним, не существует; различие вытекает лишь из различия точек зрения на научную обработку материала ощущений, который должен обрабатываться строго математически. Мах оказал влияние на теорию относительности и неопозитивизм; его положения оспаривались Лениным. Осн. произв.; «Die Mechanik in ihrer Entwicklung», 1883 (рус. пер. «Механика в ее развитии», 1909); «Die Analyse der Empfindungen», 1886 (рус. пер. «Анализ ощущений и отношение физического к психическому», 1907); «Erkenntnis und Irrtum», 1905 (рус. пер. «Познание и заблуждение», М., 1909).

Философский энциклопедический словарь. 2010.


МАХ
(Mach), Эрнст (1838–1916) – австр. философ и физик, основатель махизма. С 1861 – приват-доцент в Венском ун-те, с 1864 – проф. математики в Граце, с 1867 – проф. физики и ректор нем. ун-та в Праге, с 1895 занимал кафедру философии Венского ун-та. Наиболее значит. работы М. как физика относятся к механике, оптике и акустике. С именем М. часто связывают т. н. М.-число. Заимствовав основные филос. идеи у Беркли, Юма и Канта, М. утверждал, что мир есть комплекс ощущений. Движение, время, пространство, закономерности действительности, по М., – субъективны, а потому и наука не имеет объективного содержания. Критика философии М. и его влияния на философский ревизионизм дана В. И. Лениным ("Материализм и эмпириокритицизм", 1908, изд. 1909) и Г. В. Плехановым (см. сб. "Против философского ревизионизма", М., 1935).
Осн. сочинения М. см. влит. при ст. Махизм.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


МАХ
    MAX (Mach) Эрнст (18 февраля 1838, Турас, Австро-Венгрия — 19 февраля 1916, Хар, близ Мюнхена) — австрийский физик и философ. Окончил Венский университет (1860). Профессор физики и математики университетов в Граце, Праге, Вене. Физические исследования Маха посвящены проблемам экспериментальной и теоретической механики, акустики и оптики. Отказавшись от представлений об абсолютном пространстве, времени и движении классической механики, предпринял попытку построить эту науку на основе постулата, согласно которому движения тел могут быть определены лишь относительно других тел (“принцип относительности Маха”). Этот постулат сыграл важную роль в становлении теории относительности А. Эйнштейна. Мах интересовался вопросами физиологии слуха и зрения, а также механизмами вестибулярного аппарата, что было во многом связано с его философскими интересами — попытками разработать теорию познавательного процесса на основе достижений физиологии органов чувств и психологии. В соответствии со своими позитивистскими установками Мах считал, что совокупность его представлений о познавательном процессе может быть охарактеризована не как философская концепция, а скорее как результат специализированных научно-методических исследований научной деятельности, которые призваны сделать научные исследования более эффективными. Размежевание “позитивной” науки от философии (которая, по его мнению, по природе своей наукой не является и представляет собою совокупность искусственных систем и способов рассуждения, не представляющих научной ценности) и “очищение” научного мышления от “метафизических” (т. е. философских и тем самым ненаучных) предпосылок и включений Мах считал важнейшим условием прогресса подлинного знания. Мах считал, что в конечном счете процесс познания начинается с ощущений, и потому весь состав знания может и должен быть редуцирован к “чувственному опыту”. Никаких “скачков” в познавательном процессе быть не должно (это запрещено “законом экономии мышления”, который связан с “принципом непрерывности опыта”, провозглашенным еще “первым позитивизмом”). Поэтому понятие следует трактовать как “общее представление”, и принципиальной разницы между чувственным и рациональным знанием не существует. Понимание механизмов познания может быть достигнуто прежде всего обращением к самоочевидному содержанию и развитию собственного опыта, а также путем исследования реальной познавательной деятельности других людей. Материал для таких исследований поставляет биология, история науки и психология (в частности, изучение развития детской психики).
    Познавательный опыт, согласно Маху, составляет лишь часть целостного жизненного опыта. На первоначальном уровне формирования опыта единство опыта очевидно: здесь еще нет четкого различения “внутреннего” и “внешнего”, “субъекта” и “объективного мира” (об этом свидетельствуют как данные детской психологии, так и “критический анализ опыта”, в ходе которого осуществляется редукция его “вторичных” образований к чувственной первооснове). Разделение “нейтрального” изначального опыта на “субъективное” и “объективное” возникает как вторичный эффект в процессе развития жизненного опыта. Оно практически полезно; но онтологическое противопоставление субъекта и объекта, превращение их в две самостоятельных реальности, “мир внешний” и “мир внутренний”, является “метафизической” ошибкой. Следствием такой ошибки Мах считал, в частности, атомистическую концепцию в физике, поскольку она признает в качестве подлинной реальности такие “сущности”, которые не могут быть редуцируемы к ощущениям. Поэтому, по мнению Маха, “атом” (как и кантовская “вещь-в-себе”) — “мнимое понятие”. Развитие познания, как и всего жизненного опыта, кумулятивно и вместе с тем предпосылочно (“апперцептивно” и “ретенционно”). Иначе говоря, любое знание исторично: новое “наслаивается” на прежнее, но при этом его характер во многом определяется предыдущими этапами. Убедительным примером является история понятий механики. Любое знание и всякое понятие, т. о., есть синтез: сознание “склеивает” моменты опыта, присоединяя последующее к предыдущему. В результате поток опыта преобразуется в совокупность предметов, которые суть “комплексы ощущений”. Простейший (и важнейший) вид синтеза — приписывание комплексу ощущений имени. Имя — удобный (“экономичный”) “акустический признак” предмета; благодаря ему предмет сохраняется в памяти. Хотя в дальнейшем к комплексу ощущений присоединяются другие признаки, имя предмета остается неизменным, и потому в знании имя оказывается “ядром” предметного единства. Однако “изначальный” мир при этом сразу и “бессубъектен”, и “беспредметен”, и “непонятен”. О нем в принципе не может быть “воспоминания”, поскольку продвижение к истокам, последовательное снятие следов синтеза, заканчивается там, где начинается первый шаг синтеза. Здесь исчезают и Я, и “мир”, растворяясь в “потоке опыта”.
    Концепция Маха получила название “махизм” и стала ядром “физического идеализма”. См. также ст. Эмпириокритицизм и Р. Авенариус.
    Соч.: Анализ ощущений и отношение физического к психическому М., 1908; Популярно-научные очерки. СПб., 1909; Принцип сохранения работы. История и корень его. СПб., 1908; Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. М., 1909; Механика. Историко-критический опыт ее развития. СПб., 1909.
    А. Ф. Зотов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    взмах, движение, единица, оборот, размах, рысь


Просмотров: 757
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • аксиомы религиозного опыта
  • АНАЛОГИИ ОПЫТА
  • бог как источник и гарант познания
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • знание-как и знание-что
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • История как проблема логики
  • Как делать вещи при помощи слов
  • красота как методологический принцип познания
  • Мах (Mach) Эрнст
  • Мах (Mach) Эрнст
  • Мах Эрнст / Mach, Ernst
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Монография как жанр научной литературы
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Плюрализм как модель познания
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • психического как процесса концепция
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Разновидности научной статьи как жанра
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Что значит быть летучей мышью?
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь