Мах (Mach) Эрнст


Мах (Mach) Эрнст
(18.2.1838, Турас, Моравия - 19.2.1916, Хаар близ Мюнхена) - австрийский физик, один из крупнейших своего времени, философ - представитель эмпириокритицизма, психолог.
Биография. До 10 лет обучался усилиями своих родителей в имении отца в Зибенбрунне на основе знакомства с живой природой и чтения классических текстов. В 1848 г. поступил в гимназию бенедиктинцев, но через год был отчислен как "бездарный", продолжил образование в семье. В 1853 г. после сдачи экзаменов он поступил в шестой класс гимназии г. Кремзир и через два года получил аттестат зрелости. С 1855 г. обучался физике, философии, математике в Венском университете, защитил диссертацию (Uber elektrische Entladung und Induktion, 1860), с 1861 г. Мах - приват-доцент физики без оклада Венского университета, здесь обращается к решению вопросов физиологии органов чувств (Uber das Sehen von Lagen und Winkel durch die Bewegung des Augens. 1861). После ряда безуспешных попыток занять вакантное место профессора Мах переезжает в Грац на кафедру математики, с 1864 г. он - профессор математики, затем, с 1866 г. - профессор физики, с 1867 г. - профессор университета Праги, где выполнял функции декана (1872-1873) и ректора (rector magnificus) (1879-1880), здесь решительно выступал против передачи университета под чешское управление. С 1883 г. по 1884 г. Мах - ректор пражского Немецкого университета. С 1895 г. он принял кафедру истории и теории индуктивных наук в Вене. Был в близких дружеских отношениях с Й.Брейером, вместе с которым изучал функции вестибулярного аппарата. Выступал непримиримым противником О.Вайнингера. Действительный член Венской академии наук. С 1898 г. Мах был вынужден устраниться от дел из-за инсульта, случившегося после самоубийства его старшего сына и повлекшего за собой паралич правой стороны тела, до 1913 г. жил в Вене, а затем переехал к другому своему сыну под Мюнхен, где провел последние годы жизни. В период между двумя мировыми войнами был создан и работал, прежде всего на ниве просвещения, "Союз Эрнста Маха", организованный по инициативе членов Венского кружка.
Исследования. В философском плане Мах отстаивал позиции позитивистского функционализма, декларирующего свободу от метафизики и опирающегося на принципы эмпирической верифицируемости теоретических положений, дискриптивности научных законов и максимальной простоты концептуальных построений. Все факты действительности должны быть наблюдаемы, и поэтому понятие атомов, в частности, следует отбросить. Физике Ньютона (абсолютные пространство, время и движение) Мах противопоставил свои релятивистические представления о данных категориях как субъективно обусловленных. В 1886 г. Мах сформулировал мысль, что и физическое, и психическое имеет один и тот же субстрат - "нейтральный опыт", который состоит из "элементов опыта". Предложил подход к психической жизни как системе ощущений и их ассоциаций. Устойчивые и функционально связанные между собой в пространстве и времени ощущения (комплексы цветов, тонов, различных степеней давления и пр.) запечатлеваются в нашей памяти и находят свое отражение в языке прежде всего как предметы окружающего мира. Задача же философии и психологии, как ее понимал Мах, заключается в поисках неразложимых в настоящий момент элементов, как, например, цвет, форма, образующих в сумме те или иные предметы. Особый класс ощущений, или воспоминаний о них, представляют собой ощущения, связанные с живым телом (настроения, чувства), обозначаемые как Я. Я - принципиально такая же группа ощущений, как и все другие предметы. Подобная позитивистская трактовка категории Я повлияла затем на учение У.Джемса о сознании и основные постулаты бихевиоризма, а также с энтузиазмом была воспринята венскими импрессионистами (Г.Бар, Р.Музиль). Проводил экспериментальные исследования визуального, акустического и двигательного восприятия, в частности, придумал экспериментальную ситуацию для анализа воспринимаемого движения, когда глаза испытуемого фиксировались с помощью кусочков мягкой замазки (Analyse der Empfindungen und das Verhaltnis des Physischen zur Psychischen. Jena, 1886, в рус. пер.: Анализ ощущений и отношение физического к психическому. 2 изд., М., 1908). Исследовал двигательные иллюзии при помощи сконструированного им так называемого "барабана Маха", а латентное торможение - при помощи "полос Маха".
Сочинения. Die Lehre von den Bewegungsempfindungen. 1875;
Beitrage zur Analyse der Empfindungen. Jena, 1886; Die Erkenntnis und Irrtum. 1905, в ру. пер.: Познание и заблуждение. М., 1909. Литература. Планк М. Теория физического познания Э.Маха // Новые идеи в философии. СПб., сб. 2, 1912;
Ярошевский М.Г. История психологии. 3 изд., М., 1985; Hentschel K. Mach // Neue deutsche Biographie. B., 1987, Bd. 15, S. 605-609.

Психологический словарь. . 2000.


Просмотров: 760
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Вертгеймер Макс / Wertheimer, Мах
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • красота как методологический принцип познания
  • МАХ
  • МАХ
  • МАХ
  • Мах (Mach) Эрнст
  • Мах Эрнст / Mach, Ernst
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психическое как процесс
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь