МЕЙЕРСОН Эмиль


МЕЙЕРСОН Эмиль
(Meyerson), (12 февр. 1859 – 4 дек. 1933) – франц. философ-идеалист. Род. в г. Люблине (Польша). Работы М. посвящены теории познания. С т. зр. М., истинный метод теории познания – это изучение форм разума в готовом, овеществленном знании. Поэтому теория познания необходимо становится историко-критич. исследованием науки. С т. зр. М., в основе разума лежит априорный принцип тождества. Познание означает отождествление различного. В духе кантианских традиций М. представляет процесс познания как взаимодействие активного разума с предлежащим чувственным материалом. Однако, в отличие от кантианцев, он подчеркивает, что разум не несет в себе никаких готовых категориальных схем. Категории, науч. теории, согласно М., возникают в результате взаимодействия априорной способности разума к идентификации с эмпирич. материалом, а поэтому не априорны и не апостериорны, а лишь "правдоподобны".
М. особо подчеркивает роль принципа причинности как основы для объяснения в науке. Причинность – это выражение априорного принципа тождества применительно к познанию явлений, существующих во времени. Причинность, с т. зр. М., выражает неизменности предмета во времени. Причина и следствие мыслятся как равные, следствие чисто логически вытекает из причины. М. противопоставляет познание законов познанию причинных связей. Он разделяет т. зр. позитивизма, что вскрытие законов еще не есть объяснение явлений. Но позитивистскому принципу "описания" явлений М. противопоставляет принцип "объяснения", как процесса раскрытия причинных зависимостей.
Со своих филос. позиций М. защищает от махистской критики атомную теорию строения материи, критикует субъективистские истолкования теории относительности и квантовой механики. Однако неумение схватить диалектику реального познават. процесса, метафизич. противопоставление тождества и различия, разума и действительности предопределяют идеализм и агностицизм философии М. Суть разума, с его т. зр., в отождествлении, а действительность различна, текуча, изменчива. М. рассматривает становление, длительность, изменчивость во времени как "иррациональность" действительности, ее непостижимость. Если бы не было "иррационального", изменчивого, то отождествление потеряло бы всякий объясняющий смысл. Эту метафизич. дилемму, из к-рой М. не может вырваться, он называет "эпистемологическим парадоксом". M., однако, считает, что, хотя наука в основном имеет дело с рациональным, тавтологичным, в ней прорываются также и "иррациональные", разумом не постижимые моменты. Т.о., к метафизич. противоположности тождества и различия, интеллекта и действительности М. прибавляет надуманную противоположность рациональных и "иррациональных" принципов и понятий внутри науки.
Соч.: De l'explication dans les sciences, t. 1–2, P., 1921; La deduction relativiste, P., 1925; Identite et realite, 3 ed., P., 1926; Du cheminement de la pensee, t. 1–2, P., 1931; Reel et determinisme dans la physique quantique, P., 1933; в рус. пер.: Тождественность и действительность, СПБ, 1912.
Лит.: Metz A., Une nouvelle philosophie des sciences, P., 1928; Вenrubi I., E. Meyerson, в кн.: Philosophische Stromungen der Gegenwart in Frankreich, Lpz., 1928, S. 227–39; Einstein ?., A propos de "La deduction relativiste", de M. E. Meyerson, "Rev. Philos, de la Fiance et de l'Etranger", 1928, t. 105, No 3–4; Boas G., A critical analysis of the philosophy of E. Meyerson, Balt., 1930; See H., Science et philosophie d'apres la doctrine de M. E. Meyerson, P., 1932; Kelly Th. R., Explanation and reality in the philosophy of E. Meyerson, L., 1937; Mоurelоs G., L'epistemologie positive et la critique meyersonienne, P., 1962.
В. Лекторский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 891
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА"
  • "КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА"
  • “КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА”
  • “КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА”
  • “УСПОКОЕНИЕ РАЗУМА”
  • «КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА»
  • «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА»
  • «ТРАКТАТ ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАЗУМА»
  • АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • АНТИНОМИЯ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • ИДЕАЛ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • ИДЕИ РАЗУМА
  • ИДЕИ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • Интерпретационные конструкты: к критике интерпретативного разума
  • КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА
  • КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА
  • Критика научного разума
  • Критика практического разума
  • Критика чистого разума
  • Мейерсон (Meyerson) Иньяс
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • РАЗУМА ПОНЯТИЯ
  • Теория разума
  • Философия науки (philosophy of science)
  • вера в теории познания и философии науки
  • гармонии веры и разума теория
  • идеал чистого разума
  • идеи чистого разума
  • красота как методологический принцип познания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь