МАННУРИ


МАННУРИ
(Mannoury), Геррит (17 мая 1867 – 30 янв. 1956) – голл. математик, логик и философ. Сыграл большую роль в формировании амстердамской школы философии математики, виднейший представитель к-рой, Брауэр, был его учеником. С 1903 преподавал математич. логику и философию математики в Амстердамском ун-те. Один из основателей "Междунар. общества сигнифики".
М. исходил из того, что в изучении оснований наук важнейшую роль играет анализ применения языка, или изучение речи. Он разработал особый психологическо-лингвистический т.н. сигнифич. метод анализа осн. понятий математики (и др. наук). Сигнификой М. называл науку о значении слов, предметом к-рой является не язык как таковой (как в обычной лингвистике), а речь как процесс общения людей с помощью языка, в к-ром психологич. сторона играет важнейшую роль. Сигнифич. метод М. состоит в попытке сведения осн. понятий науки к комбинациям нек-рых простейших психологич. фактов; при этом различие между психологич. явлениями и фактами внешнего мира сводится, по М., к выбору языка, на к-ром мы желаем выразить себя. Психологич. метод М., идеалистический по своей, близкой к неопозитивизму, филос. основе, в своей спец. части сыграл положит. роль в изучении прагматич. стороны языков (см. Прагматика) и способствовал развитию идей семиотики и кибернетики. М. выступал против интуиционизма Брауэра. Отстаивая взгляд, что философия и логика вытекают из языковых проблем, М. считал, что эти науки не могут вложить в наше знание ч.-л. такое, что не было бы обеспечено данными наук, основанных на наблюдении, – физики, психологии, социологии. Задачей сигнифики в социологии М. считал изучение языкового общения людей и на этой основе получение знания об обществе и человеч. отношениях.
Соч.: Over de beteekenis der wiskundige logica voor de philosophie, Rotterdam, 1903; Methodologisches und Philosophisches zur Elementar-Mathematik, Haarlem, 1909; Over de sociale beteknis van de wiskundige denkvorm, Groningen, [1917 ]; Woord in gedachte, Groningen, 1930; Les deux poles de l'esprit..., [P., 1933 ]; Relativisme en dialektiek, Bussum, 1946; Les fondements psycho-linguistiques des mathematiques, Nchat., 1947; Handboek der analytische signifika, v. 1–2, Bussum, 1947–48; Signifika, Den Haag, 1949.
Лит.: Beth ?. W., In memoriam G. Mannoury, "Euclides", Groningen. 1956–57, Jg 32, No 9; "Synthese", [1958 ], v. 10a; Dantzig D. van, G. Mannoury's significance for mathematics and its foundations, "Nieuw Arch, voor Wiskunde", 1957, ser. 3, v. 5.
H. Киселева. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


МАННУРИ
    МАННУРИ (Mannouiy) Геррит (17 мая 1867, Вормервеер — 30 января 1956, Амстердам) — голландский философ, логик, математик; профессор Амстердамского университета (1919—37), один из основателей сигнифики и психолингвистики; оказал значительное влияние на идеологию интуиционистской школы (см. Интуиционизм). Предмет философских исследований Маннури — язык как проявление жизни индивидуума и социальных групп, как средство общения со всеми психологическими особенностями, сопровождающими его использование. В содержании мысли Маннури выделял объективные элементы, относящиеся к определенному предмету, данному в понятии, и субъективные элементы, относящиеся к тому, что явно не определено, но потенциально всегда присутствует в мысли — эмоции и волю. Основой первых служат вещи, основой вторых — жизнь. По преобладанию объективного или субъективного элементов Маннури выделял пять лингвистических ступеней общения — пять форм языка: 1) примитивный язык, в котором каждое слово обращено к интуиции; 2) выразительный язык, в котором имеет место логическое членение фразы и обозначена роль синтаксиса в управлении словами; 3) язык обычного общения с развитым синтаксисом; 4) научный язык, в котором синтаксис конвенционален (устанавливается по соглашению) и 5) символический язык, в котором система аксиом или исходных предложений фиксируется a priori правилами употребления символов. Это язык математической логики и той части чистой математики, которой можно придать вид идеографии.
    Основываясь на этой классификации Маннури стремился разработать терминологию, позволяющую установить различие между “языком я” и “языком вещи”, с целью выразить действительность, представленную перед нашим умственным взором (devant l'esprit) в терминах личного опыта. Он считал, что это необходимо для решения вопроса об истине, поскольку, отвечая на такой вопрос, мы привлекаем акт нашей воли и очень общо выраженное наше “я”. При этом мы покидаем язык вещи, обращаясь к логике нашего “я”. Природа всех физических законов ассоциативная. Им нельзя приписать объективное содержание в строгом смысле, хотя они играют важную роль в нашей жизни, облегчая переход от целей к средствам. Реально имеется градация стабильности в рядах наблюдений, что и дает место ассоциациям. В обычном языке эта градация выражается предикатами: “необходимо”, “вероятно”, “невозможно” и пр. Мы имеем привычку говорить о верификации законов природы. Но, выражаясь так, мы рассуждаем “за отсутствием исключений” (par exclusion des exceptions). Философский вопрос о свободе или несвободе воли не имеет смысла по отношению к отдельному волевому акту, ибо здесь нет регулярности. Но столкновение многих волевых актов порождает регулярность, имеющую характер естественного закона.
    В более или менее формализованном языке также имеют место регулярности, которые ведут к аналогичным ассоциациям. Это, к примеру, “наблюдение — ожидание”, когда в диалоге мы предвидим заранее ответ; или “ожидание — наблюдение”, когда, слушая речь, мы ожидаем слово, которое будет сказано. Законы лингвистики не являются, конечно, естественными законами, а логика не является естественной наукой. Однако наблюдение составляет большую часть логической работы. Является ли тот или иной ответ на поставленный вопрос точным или неточным зависит не только от тех средств, которыми мы решаем задачу, но и от чисто лингвистического определения вещей, к которым эта задача относится. “Игра в уточнения” есть по существу компромисс между словом и инструментом. Эта олимпийская игра называется “борьбой за десятичные доли”. Согласно Маннури, тщетны попытки придать математике единую основу, коренящуюся в недрах человеческого духа и вместе с тем непоколебимую. Лейбницевская идея универсального языка слишком прозаична и бесполезна. Вычислением нельзя разрешить человеческих споров, но для их уяснения критика языка все же полезна, поскольку язык имеет социальный характер.
    В общественно-политических взглядах Маннури нашли отражение революционные настроения в тогдашней Европе и в России. Он сочувственно относился к борьбе пролетариата, рассматривая ее как начало новой эры, в которой полностью раскроется социальный смысл человеческого существования.
    Соч.: Over de betekenis der wiskundige logica voor de philosophie. Rotterdam, 1903; Methodologischesund Philosophisches zur ElementarMathematik. Haarlem, 1909; Over de sociale betekenis van de wiskundige denkvorm. Groningen, 1917; Woor in gedachte. Groningen, 1930; Die signifischen Grundlagen der Mathematik.— “Erkentnis”, v. 4, S. 288—309,317—345; Relativisme en dialektiek. Bussum, 1946; Handbook der analytische signifika, v. 1—2. Bussum, 1947—48; Les fondemments psycho-linguistiques des mathematiques. Neuchatel, 1947; Signifika. Den Haag, 1949.
    Лит.: Френкель А. А., Ьар-Хилдел И. Основания теории множеств. М., 1966; Beth E. W. In memoriam G. Mannoury. — “Euclides”. Groningen, 1956—57, Jg. 32, n. 9; “Synthese”, v. lOa, 1958; Daiityg D. van G. Mannoury's significance for mathematics and its foundations. — “Nieuw Archiefvoor wiskunde”, sen 3, v. 5, 1957.
    M. M. Новосёлов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 393
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • Женская речь (язык)
  • Женская речь / язык
  • Классический язык
  • Кодифицированный язык
  • Конфессиональный язык
  • Коренной язык
  • Креольский язык
  • Культовый язык
  • РОЛЬ (социальная роль)
  • Разговорная речь / язык
  • Числовой язык
  • ЯЗЫК
  • ЯЗЫК
  • ЯЗЫК
  • ЯЗЫК
  • ЯЗЫК НАУКИ
  • Язык
  • Язык
  • Язык
  • Язык
  • Язык мысли
  • Язык, истина и логика
  • числовой язык
  • язык
  • язык
  • язык
  • язык логики
  • язык науки
  • язык науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь