язык


язык
знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Системность Я. выражается в наличии в каждом языке помимо словаря также синтаксиса и семантики. Природа и значение языкового знака не могут быть поняты вне языковой системы.
Все языки могут быть разделены на естественные, искусственные и частично искусственные. Первые возникают спонтанно в процессе общения членов некоторой социальной группы (напр., этнические языки); вторые создаются людьми для к.-л. специальных целей (напр., языки математики, логики, шифры и т. п.). Языки естественных и гуманитарных наук относятся к частично искусственным. Характерной особенностью искусственных языков является однозначная определенность их словаря, правил образования и значения. Эти языки генетически и функционально вторичны в отношении естественного языка; первые возникают на базе второго и могут функционировать только в связи с ним.
По вопросу об отношении языка к действительности имеются две противоположные точки зрения. Согласно первой из них язык есть продукт произвольной конвенции; в выборе его правил, как и в выборе правил игры, человек ничем не ограничен, в силу чего все языки, имеющие ясно определенную структуру, равноправны ("принцип терпимости" Р. Карнапа). В соответствии со второй точкой зрения язык связан с действительностью и его анализ позволяет вскрыть некоторые общие факты о мире.
Конвенционалистская концепция языка принималась многими представителями философии неопозитивизма. Она основана на преувеличении сходства естественных языков с искусственными и на ошибочном истолковании ряда фактов, касающихся этих языков. Мышление есть одна из форм отражения действительности. Язык, являющийся инструментом мышления, также связан своей смысловой стороной с действительностью и своеобразно отражает ее. Это проявляется в обусловленности развития языка развитием человеческого познания, в общественно-историческом генезисе языковых форм, в успешности практики, опирающейся на информацию, получаемую с помощью языка.
Весьма распространенным является тезис о зависимости наших знаний о мире от используемого в процессе познания языка. К различным формам этого тезиса ведут представления о языке как об одной из форм проявления "духа народа" (В. Гумбольдт) или реализации свойственной человеку способности символизации (Э. Кассирер), утверждение об искажении результатов непосредственного познания в процессе их выражения (А. Бергсон, Э. Гуссерль). Принцип неизбежной зависимости картины мира от выбора понятийного аппарата вместе с положением об отсутствии ограничений в этом выборе составляет существо "радикального конвенционализма", принимавшегося К. Айдукевичем.
Положения о связи языка с мышлением и действительностью позволяют найти правильное решение вопроса о роли языка в познании. Язык есть необходимый инструмент отображения человеком действительности, оказывающий влияние на способ ее восприятия и познания и совершенствующийся в процессе этого познания. Активная роль языка в познании состоит в том, что он влияет на уровень абстрактного мышления, на возможность и способ постановки вопросов относительно действительности и получения ответов на эти вопросы. Утверждение, что язык является активным фактором формирования нашей картины мира, не означает, однако, ни того, что язык "творит" эту картину, ни того, что он определяет принципиальные границы возможностей познания. Язык не только влияет на познание, но и сам формируется в процессе познания действительности как средство адекватного ее отображения.
Философы и логики неоднократно обращали внимание на ошибки, проистекающие из неправильного употребления и несовершенства естественного языка, и призывали к осторожности в пользовании им. Наиболее радикальные из них требовали создания некоторого "совершенного" языка (Г. Лейбниц, Б. Рассел). Современная лингвистическая философия положению, что язык должен быть предметом философского исследования, придала форму утверждения, что язык является единственным или во всяком случае наиболее важным предметом такого исследования. Философия оказалась при этом сведенной к "критике языка", задача которой состоит в
том, чтобы туманные и запутанные мысли делать ясными и четко друг от друга отграниченными. В рамках лингвистической философии сложились два направления: одно из них ставит своей целью логическое усовершенствование естественного языка и замену отдельных его фрагментов специально сконструированными языками (реконструкционизм); второе уделяет основное внимание исследованию способов функционирования естественного языка, пытается дать наиболее полное описание его свойств и устранить тем самым затруднения, связанные с неправильным его употреблением (дескрипционизм).
Анализ языка не является, однако, единственной задачей философии и не может быть сведен к прояснению его логической структуры. Язык связан с мышлением и действительностью и не может быть понят вне этой связи. Он должен рассматриваться в контексте целого ряда проблем, связанных с познанием и общением; важна не только логическая, но и гносеологическая и социальная проблематика языка.

Словарь по логике. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС. . 1997.


Синонимы:
    автокод, аймара, алгол, ассемблер, африкаанс, балочи, бамана, банту, барбакоа, бейсик, бенгали, било, бо, богомол, бокмол, ботало, веник, висайя, волапюк, галла, гендерлект, гереро, говор, гуарани, дари, джава, диалект, жаба, жало, задвижка, звон, звякало, зулу, ибо, иврит, идиш, идо, интерлингва, интернет-язык, йоруба, кави, каннада, каннара, канури, кашмири, ква, квакало, кечуа, киконго, кикуйю, кимбунду, киноязык, кирунди, клепало, кобол, койне, коми, конго, коса, кру, кхаси, ладино, латынь, лизун, линкос, лого, лопата, луба, луганда, майя, майя-соке, макроассемблер, малаялам, малинке, манде, мандинго, манипури, маори, маратхи, масаи, метаязык, метла, мунда, наречие, науэ, нация, невари, нуэр, ньянджа, опер, орган чувств, ория, пазилалия, пайтон, пали, пангасинан, панджаби, пано, пасилингва, пехлеви, пиджин, пищик, пленный, постскрипт, пракрит, праязык, пролог, псевдокод, пушту, речь, руанда, рунди, санскрит, сантали, си, синдхи, синтол, следователь, слог, сомали, стиль, суахили, субпродукт, суперстрат, тагалог, тати, телугу, терка, тораджи, тотонак, тсонга, тукано, тумак, урду, фарси, филиппино, фортран, фотран, хауса, хинди, хиндустани, чесалка, шамбала, шлепалка, шлепало, эве, эрланг, эсперанто, ява, яваскрипт, язык-источник, язык-основа, язык-посредник, язычина, язычишко, язычище, язычок


Просмотров: 1617
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь логики





Другие новости по теме:

  • Второй язык
  • Второй язык
  • Гносеологическая функция языка
  • Гносеологическая функция языка
  • Женская речь (язык)
  • МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК
  • Племенной язык / диалект
  • Племенной язык/ диалект
  • Разговорная речь / язык
  • Речевые акты. Опыт по философии языка
  • Синтез языка, синтетическая философия
  • Стиль языка
  • Стиль языка
  • Унификация языка (языков)
  • ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА
  • ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА
  • философия языка
  • Функционально второй язык
  • Функционально второй язык
  • Функционально первый язык
  • Функционально первый язык
  • Функционально-активный язык
  • Функционально-активный язык
  • Этнические функции языка
  • Этнические функции языка
  • Язык и мышление
  • язык логики
  • Язык мысли
  • ЯЗЫКА ФИЛОСОФИЯ
  • языка функции (употребление языка)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь