МАДХВА


МАДХВА
(санскр. Madhva, др. имя — Анандатиртха) — основатель двайта-веданты («дуалистическая веданта») и одной из четырех признанных вишнуитеких традиций бхакти — брахма-сампрадая, — писавший и проповедовавший в 13—14 вв. Сохранилось несколько его «агиографий», одна из которых называется «Мадхва-виджая» («Триумф Мадхвы»).
М. приписывается около 40 сочинений, из которых наиболее значительны комментарии к «Брахма-сутрам» («Анувьякхьяна»), «Бхагавадгите» и тем же основным Упанишадам, которые истолковывал Шанка-ра, частичные комментарии к Ригведе, «Махабхарате», «Бхагавата-пуране» и 10 филос. трактатов.
Строя свое учение на радикальной оппозиции доктрине Шанкары (коего он называл «переодетым буддистом») и частично учению Рамануджи, М., как и последний, отождествляет Брахмана с Вишну-Нарая-ной, наделенным всеми совершенствами, однако акцентирует его полное отличие от мироздания. Абсолют М. — созидатель, хранитель и разрушитель мира, ответственный за всякое владычество, познание, препятствия, закабаление и «освобождение» и вместе с тем образцовый семьянин — супруг богини Лакшми и отец демиурга Брахмы и «спасителя» Ваю. М. принадлежит немалый вклад в эпистемологию, прежде всего в исследование самодостоверности истинного знания и в разработку концепции источников знания (прамана), а также в логику, в т.ч. подробный анализ механизма выводного знания (концепция вьяпти). М. работал с шестиричной категориальной системой вайшешиков (падартхи), восполняя ее категориями «квалифицируемое», «целое» и заимствованными из мимансы «потенцией» и «сходством». М., учение которого можно было бы назвать «философией отношений» (в адвайта-веданте Шанкары реляции в конечном счете считались иллюзорными), различал пять основных онтологических дистинкций. Это различия: 1) между Божеством и индивидуальными душами (джива); 2) между Божеством и материей (джада); 3) между душами и материей; 4) между отдельными душами; 5) между отдельными фракциями материи. Поэтому обычный дуализм души и тела составляет лишь один из пунктов в системе дуалистических оппозиций онтологии М. Будучи отличной от Божества, душа тем не менее является его отражением. Подлинное знание об этом достигается соответствующим изучением «писаний», после чего адепт созревает для служения Божеству, которое отвечает ему дарами, соразмерными возможностям реципиента. «Освобождение» мыслится не как адвайтистское слияние иллюзорной индивидуальной души с Брахманом, но как действительное и вечное сопребывание с Вишну в его «обители». Все существа делятся на три класса: предназначенные для «освобождения», для адов (прежде всего демоны и последователи Шанкары) и для пребывания в сансаре, и это фаталистическое учение логично следует из полной ответственности Божества за все, что происходит с ними.
Труды М. комментировались Джаятиртхой (14 в.) и Вьясатиртхой (16 в.), которые «достроили» основной корпус текстов двайты, продолжая полемизировать с адвайтистами. Специфическая «неуживчивость» М. нашла свое продолжение в его общине, которая разделилась на множество подсект, споривших преимущественно по «юрисдикционным» вопросам.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


МАДХВА
        (1199—1278), др.-инд. мыслитель, представитель дуалистич. веданты (т. н. двайтаведанта) и вишнуитского теизма. Автор комм. к «Брахмасутро» (продолженных в трактате «Анувьякхьяна»), к упанишадам, «Бхагаватгите», к ряду гимнов «Ригведы» и др. Остриё учения М. направлено против монистич. линии веданты Шанкары (см. Адвайта-веданта). Различая независимую (сватантра) и зависимую (пара-тантра) реальность, М. считает, что сватантра является брахманом, творцом Вселенной. Душа и мир подчинены брахману и зависят от него, основаны на нём и тем не менее они не могут быть сведены к божеств. брахману (т. е. рассматриваться как его эманация) или объясняться как иллюзия, майя. М. настаивает на существовании пяти осн. различий: бога и индивидуальной души, бога и материи, души и материи, одной души и другой, разных частей материи. Создатель оригинальной логики. Идеи М. вызвали сильную реакцию со стороны последователей адвайта-веданты.
        Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 665—77; Dasgupta S., A history of Indian philosophy, v. 4, Delhi, 1975.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


МАДХВА
или М а д х в а ч а р ь я (1198–1273), – основатель религ.-филос. системы вишнуизма. Осн. положения философии М. высказаны в комментариях на Брахма-сутры – т.н. Брахма-сутрабашьи. В центре внимания философии M. – учение о знании. Согласно М., всякое знание является истинным, достоверным. Недостаточность знания – не ложность, а знание лишь части истины. В этом пункте М. противостоит недуалистич. веданте, считавшей всякое неполное знание иллюзорным, ложным. В этике М. развивал учение о бхакти – любви к богу. Критика М. квиетистской этики Щанкары привлекла к нему внимание ряда философов нового времени.
Соч.: The Sarva-darsana-samgraha or Review of the different systems of Hindu philosophy, transi, by E. B. Cowell and A. E. Gough, L., 1882; Les noms vediques de Visnu dans l'Anuvyakhy ana de Maghva (Brahma-Sutra I, I, adhikarana 2 a 12) Texte avec trad, et notes par S. Siauve, Pondichery, 1959.
Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, т. 2, М., 1957; Glasenapp H. von, Madhva's Philosophie des Vishnu-Glaubens, Bonn–Lpz., 1923; Mahadevan T. M. P., The philosophy of adavita, [rev, ed. ], Madras, 1957; Siauve S., La voie vers la connaissance de dieu, Pondichery, 1957.
?. Пятигорский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


МАДХВА
    МАДХВА (Madhva) (традиционная датировка: 1198—1278, более современная версия: 1238—1317) — основатель религиозно-философской школы двайта-веданта. Родился в Паджакакшетре в Южной Индии. Основные труды: “Анувьякхьяна” (комментарий на “Брахма-сутры”}, комментарий на “Бхагавата-пурану”, десять небольших трактатов, посвященных проблемам логики и метафизики (“Даша-пракарана”), метрический трактат “Махабхарата-татпарья-нирная” (“Изложение сущности Махабхараты”) и др. Согласно учению Мадхвы, реальны три вида сущностей: высший Брахман, персонифицированный в образе Кришны, индивидуальные души (джива) и неодушевленные предметы (джада), однако лишь Кришна абсолютно самодостаточен, тогда как вся остальная вселенная целиком зависит от Бога. Название системы Мадхвы объясняется вечно сохраняющимся различием (двайта, или двойственность, различение) между всеми этими сущностями. Мир создается в начале очередного вселенского цикла творящей энергией Брахмана; это сила, которая обычно персонифицируется в образе супруги Вишну — Лакшми и обеспечивает развертывание материи — Пракрита, “подобной легкой и редкой ткани”. Пракрити выступает непосредственным источником и вместилищем трех гун: саттвы, раджаса и тамаса, которыми управляют три ипостаси Лакшми (соответственно Шри, Бху и Дурга). Бесчисленные и разнообразные лживы, соединенные с “инструментами” познания, образованными Пракрити, одушевляют атомы материи во вселенной и согласованно управляются Кришной. По словам Мадхвы, подобно тому как радуга — не только отражение, но еще и преломление играющих солнечных лучей, многообразные души по-разному окрашены проникающим в их природу светом Брахмана (“Анувьякхьяна”, 2.3.50). Хотя Бог трансцендентен миру, он в принципе познаваем, т. к. существует изначальное “сходство”, “подобие” (садришья) некоторых атрибутов Кришны и благих свойств мира и душ (там же, 3.2.32—34). По мнению Мадхвы, все души уже изначально предопределены к спасению, гибели или к вечному блужданию в сансаре, однако Бог постоянно вмешивается в происходящее, облегчая избранным путь к освобождению (концепция “парадхина-вишешапти”, или “вечного творения”). Хотя задача духовного наставника — вести ученика к непосредственному осознанию (саткаршана) сущности Брахмана, высший духовный подвиг — это бхакти, или непрерывный поток любви (снеха) к Кришне. Когда душа служит Богу т. о., тот дарует ей в награду свою милость (прасада) и спасение. Возрастание бхакти в душе адепта как раз и выступает верным признаком того, что он вошел в число “избранных к спасению”, а сам путь к Кришне для него облегчается благодаря заступничеству Божьего сына — Ваю. Подобно тому как в мирской жизни души всегда пребывают в некоторой иерархии, градация сохраняется и после освобождения. С точки зрения Мадхвы, души отнюдь не растворяются в Боге, но занимают приличествующее место в соответствии со своими заслугами.
    Лит.: Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведаитизм, М., 1983; SannaB.N. Philosophy of Sl-i Madhvacarya. Bombay, 1962; Siauve S. La doctrine de Madhva. Pondicherry, 1968; Он же. Les hierarchies spirituels selon L'Aniivyakhyana de Madhva. Textes choisis et traduits. Pondicherry, 1971; Palhiadam J. Gott, Welt und Mensch bei
    Madhva. Munster, 1975. „ -, „
    H. В. Исаева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 619
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "БРАХМА-СУТРЫ"
  • “БРАХМА-СУТРЫ”
  • “РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
  • “СТРАСТИ ДУШИ”
  • АДВАЙТА-ВЕДАНТА
  • Адвайта-Веданта (Веданта Недвойственности)
  • Ананай-Ке (Учение Трех И Пяти)
  • ВОЛНЫ МАТЕРИИ
  • ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ ДУШИ И ТЕЛА
  • Вопрос об отношении души и тела (mind—body problem)
  • ДВАЙТА-АДВАЙТА
  • ДВАЙТА-ВЕДАНТА
  • ДУШИ ГЛУБИНЫ
  • ДУШИ ПРЕВРАЩЕНИЯ
  • МАДХВА
  • Метафизика Души В Русской Психологии На
  • ОДИССЕЙ 24 ДУШИ ЖЕНИХОВ В ЦАРСТВЕ АИДА
  • ПАМЯТЬ ДУШИ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ
  • РАССУЖДЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОСНОВАНИЯХ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • САГУНА-БХАКТИ, САГУН-БХАКТИ
  • Соперничество между потгомками
  • ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение
  • ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ
  • Философия науки (philosophy of science)
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ МАТЕРИИ
  • души небесные и земные



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь