ДВАЙТА-ВЕДАНТА


ДВАЙТА-ВЕДАНТА
    ДВАЙТА-ВЕДАНТА (санскр. dvaita-vedanta, букв.— двойственная веданта)—философская школа в рамках вишнуитского течения веданты, крупнейшим представителем был Мадхва. В еще большей степени, чем вишиштаадвайта, двайта-веданта углубила теистические мотивы веданты, вместе с тем в чисто философских построениях двайты ощущается близость не только к санкхье, как у Рамануджи, но и к некоторым идеям ньяя-вайшешики. Среди сочинений “тройственного канона” веданты наибольший упор в двайте делается на “Бхагавадгиту” (а с ней и на другие эпические тексты) и теистически истолкованные “Брахма-сутры”; для двайты характерна также ориентация на пураны. С т. зр. двайты есть три реальных и вечных сущности: Бог (персонифицированный в образе Кришны), души (джчва) к неодушевленные предметы (джада); речения же священных текстов о единственности Брахмана означают лишь, что только Кришна независим и самовластен (сватантра), прочие же сущности зависят от него (паратантра). Название системы объясняется абсолютным различением любой пары этих реальностей, иначе говоря, оно указывает на вечное противостояние и несхожесть каждой из двоиц: Бога и лживы, Бога и джады, дживы и джады, двух любых душ, наконец, двух любых неодушевленных частиц мира. Согласно двайта-веданте, мир не может рассматриваться в качестве иллюзии (как у Шанкары) или эманации Бога (как в вишишта-адвайте или бхеда• абхеде). Брахман—не материальная (упадана), но лишь действующая (нимитта) причина вселенной, материальной же причиной, как и в санкхье, выступает Пракрита. Правда, в отличие от вайшешики, Мадхва не сводит роль Брахмана лишь к первотолчку, но отстаивает концепцию “вечного творения” как обретения миром все новых и новых качеств. Такое творение по существу сводится к постоянному вмешательству Бога, который по своей воле может перекраивать даже внутреннюю структуру исходного материала. Сознавая опасность пантеистических тенденций вишишта-адвайты, двайта-веданта настаивает на трансцендентности, “запредельности” Брахмана, который лишь направляет процесс развертывания мира, но отнюдь не служит ему основой; в этом смысле мир и души лишь метафорически считаются “телом” Кришны. Все дживы — это своего рода точечные носители сознания, образующие иерархию познающих субъектов. Отношение душ и Брахмана определяется “учением об образе и прообразе” (бимба-пратибимба-вада), однако (в отличие от представлений Шанкары) душа является отражением Бога не в силу временных ограничений, которые снимаются в освобождении, но по самой своей природе. Хотя атрибуты Брахмана трансцендентны, они обозначаются теми же терминами, что и соответствующие эмпирические качества в силу внутреннего “сходства” Бога и мира. Это означает вместе с тем, что Брахман в двайта-веданте принципиально (пусть и не полностью) доступен познанию. Существуют “чистые” источники познания (кевала-л/хшаяв), выступающие как средства интуитивных прозрений самого Кришны, его супруги Лакшми и некоторых йогинов; однако для душ, включенных в круговорот сансары, действительны три источника достоверного познания (ану-прамана): пратьякша (чувственное восприятие), анумана (вывод) и агама (свидетельство священных текстов). Все эти праманы соответствуют реальности (ятха-артха) и в целом верно отражают ее, ошибки же объясняются чисто психологически—как погрешности в деятельности орудия познания— манаса. Главное место среди прочих праман отведено агаме, поскольку Веды в двайте считаются абсолютно авторитетными, “несотворенными людьми” (паурушея) и единственным средством познания Бога. Градация (таратамья) в двайта-веданте свойственна как способностям душ к познанию, так и прочим их свойства. В зависимости от прежних действий и от преобладания в их природе определенных гун души делятся на вечно свободные (нитья-мукта), освободившиеся (мукта) и связанные сансарой (баддха). Последние в свою очередь могут быть мукти-йогья (избранными к спасению), тамо-йогья (предназначенными к аду) и нитья-сансаринах (обреченными вечно блуждать в сансаре).
    Представление об изначальном жестком предопределении душ резко отличает двайту от всех других религиознофилософских систем Индии, что дало основание ряду исследователей говорить даже о возможном влиянии на нее идей ислама. Двайта-ведаита настаивает на обязательном соблюдении обрядов и ведийских предписаний; вместе с тем высшим духовным подвигом, доступным адепту, является бхакти, которая трактуется как бесконечный поток любви (снеха) к Кришне. При освобождении души не растворяются в Кришне, но обретают разнообразные способы наслаждения и сопричастности ему. Двайта признает четыре основных вида мокши: саюджья — вхождение в духовное тело Бога (с вариантом саришти—владение божественными силами), салокья— созерцание Бога и пребывание на небе, самипья — постоянная близость к Богу, даруемая мудрецам, и сарупья — сходство с божественным обликом, свойственное слугам и спутникам Кришны. Важнейшими представителями школы двайта-веданта после Мадхвы были Джаятиртха (14 в.), который прославился прежде всего как наиболее авторитетный комментатор Мадхвы, и Вьясатиртха (15—16 в.) — блестящий логик, занимавшийся преимущественно вопросами эпистемологии, который в своих трактатах полемизировал с представителями ньяи, вайшешики, вишишта-адвайты (гл. о. с Венкатанатхой).
    Лит: Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983; Sonna В. N. Philosophy of Su Madhvacarya. Bombay, 1962; Siauve S. La doctrine de Madhva. Pondicheny, 1968; idem. Les hierarchies spirituels selon L'Anuvyakhyana de Madhva. Textes choisis et traduits. Pondicheny, 1971.
    H. В. Исаева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1231
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ВЕДАНТА-СУТРЫ"
  • АДВАЙТА-ВЕДАНТА
  • Адбхута брахмана
  • Адвайта-Веданта (Веданта Недвойственности)
  • Ассамблеи Бога (Собрание Божье)
  • Боящиеся Бога
  • ВЕДАНТА
  • ВЕДАНТА
  • ВЕДАНТА-СУТРА
  • Веданта
  • ДВАЙТА
  • ДВАЙТА-АДВАЙТА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДУШИ ГЛУБИНЫ
  • Дети Бога (Семья, Семья Любви)
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Имена Бога
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ
  • Международная Церковь Бога Во Христе
  • Международное Общество Сознания Кришны
  • Независимая Ассамблея Бога
  • СМЕРТЬ БОГА
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Семья Детей Бога (Общество Духовного Просвещения)
  • ТЕОЛОГИЯ МЕРТВОГО БОГА
  • У Кришны
  • Церковь Бога
  • Церковь Бога Во Христе
  • возвышение бога солнца



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь