|
ВЕДАНТА-СУТРАВЕДАНТА-СУТРА (санскр. Vedantasutram) — основоположный текст школ веданты, приписываемый Бадараяне, который, скорее всего, был лишь одним из авторитетов общей традиции миманса-веданты. Др. названия — «Брахма-сутра», «Шариракамиманса-сутра». Кодификация «В.» решала три основные задачи ранних ведантистов: обособиться от мимансаков, унифицировать доктрины собственных школ и создать «общую платформу» по отношению к внешним оппонентам. Полемика с буддийским идеализмом позволяет датировать завершающую редакцию текста 3—4 вв. Материал «В.» (среднее число сутр — 555) распределен по четырем разделам, каждый из которых делится на две главы, в которых представлена преимущественно гностическая экзегеза — попытка гармонизировать далеко не единообразные мировоззренческие конструкты Упанишад и взгляды самих экзегетов. Собственно филос. материал представлен аксиоматическим введением в текст и многочисленными полемическими пассажами. Согласно вводным сутрам I раздела: «Теперь — изыскание на предмет Брахмана. (Брахман — это то), из чего рождение и прочие (состояния) этого (мира). Ввиду того, что шастра — источник (знания о Брахмане). Последнее же — ввиду связанности (между ведийскими речениями)». Здесь задаются пять исходных пунктов всей будущей систематизации материала: 1) предмет веданты — Брахман (чем она обособляется от мимансы, предмет которой дхарма); 2) характеристика этого предмета; 3) выявление источника его познания — определенные тексты; 4) обоснование его приоритетности и 5) программа работы с ним (через выявление в каждом частном случае гармонии ведийских текстов). Тут же начинается полемика с санкхья-иками, предлагавшими в качестве причины мира Первоматерию (Пракрита), и их доктрина характеризуется как чисто рационалистическая, не санкционированная ведийским авторитетом. Раздел завершается утверждением, что Брахман есть не только действующая, но и материальная причина мира. Основные полемические блоки представлены во II разделе. В продолжающейся полемике с санкхьяиками (учение йоги несостоятельно, поскольку базируется на сан-кхье) составитель «В.» отвечает на возражения оппонентов в связи с тем, что Брахман — мировое сознание — не может быть причиной эмпирического (в т.ч. материального) мира ввиду их разноприродности: следствия отличаются от своих причин, даже будучи «заложенными» в них. Доктрина же санкхьяиков несостоятельна потому, что их бессознательная по определению Первоматерия не может иметь «дизайна». На возражения атеиста, что Брахман не может быть создателем мира за отсутствием у него мотивировок для этого, он возражает, что миросозидание есть для Брахмана «бескорыстная» игра. Критике подвергается и атомизм вайшешиков: переход от непротяженных атомов к «молекулярным» образованиям и от них — к протяженным телам нелогичен и необъясним. Буддийская теория мгновенности равнозначна признанию произведения чего-то из ничего. Основной аргумент против буддийского отрицания Атмана связан с обращением к феномену памяти. Основной же тезис буддийских идеалистов, по которому внешние предметы за пределами «форм» сознания не существуют, несостоятелен, поскольку ментальные «следы» с необходимостью требуют предшествующих контактов субъекта с реальными объектами. Критике подвергаются и два джайнских основоположения: доктрина контекстной предикации отрицает идентичность вещей, а учение о соразмерности души телу — неизменность Атмана. Составителя «В.» не устраивают ни шиваитская трактовка Божества как лишь инструментальной причины мира, ни вишнуитское учение о его манифестациях. С «неортодоксальным» ведантистом он расходится по вопросу о «размерах» Атмана, который, по его мнению, не может быть атомарен. Атман является не только сознательным по самой природе, но и агентом действия. «В.», однако, еще не отождествляет Атмана и Брахмана (как последующая адвайта-веданта): первый мыслится частицей второго, а также его отражением. Вместе с тем различия в состояниях и судьбах людей объясняются аналогиями с различными отражениями единого света в разной среде. В вопросе о причине сансары (III раздел) «В.» допускает обе альтернативные т.зр. ведантистов, заявляя, что будущее воплощение коренится как в «остаточной карме», так и в поведении в данной жизни. Основная характеристика Брахмана — его «бесформенность», лишенность любых характеристик за исключением той, что его природой является сознание. Вразделе IV составитель «В.» разрешает дискуссию между Джаймини и Бадараяной, из которых первый считал, что для достижения высшего блага необходимо совершение обрядов, а второй — что только истинное знание. Принимая вторую т.зр., он весьма «деликатно» обходится и с первой. По др. предмету дискуссий — существуют или не существуют тело и познавательные способности у приближающегося к миру Брахмы — составитель «В.» допускает в различных контекстах обе взаимоотрицающие позиции. К «В.» как к высшему авторитету апеллировал и лидер школы адвайта-веданты Шанкара и основатели всех оппозиционных ей течений веданты. Потому все они (и некоторые из их ближайших последователей) составляли полные или, по крайней мере, частичные комментарии к тексту. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ВЕДАНТА-СУТРА (Б р а х м а - с у т р а , Шарирака-сутра, Шарирака-миманса, Уттара-миманса) – филос. трактат, считающийся теоретич. первоосновой идеалистич. школы веданта. Предполагаемым автором В.-С. является Бадараяна. Историки инд. философии считают, что В.-С. была составлена в период между 500–200 до н.э. Фрейзер (R. W. Frazer, A literary history of India, 1898, p. 196) датирует ее приблизительно 400 до н.э. Нек-рые европ. индологи (Риттер, Якоби и др.) относят В.-С. к 5–7 вв. Кит (А. В. Keith, The Karma-Mimamsa, 1921, p. 5–6) утверждает, что дата жизни Бадараяны не может быть отнесена позднее чем ко 2 в. В В.-С. Бадараяна с объективно-идеалистич. позиций сделал попытку систематизировать нек-рые разрозненные филос. мысли, содержащиеся в Упанишадах. В.-С. имеет 4 главы. В 1-й рассматривается теория брахмана, объясняется его природа, отношение к миру и индивид. душе, 2-я посвящена критике теоретич. положений противников веданты – чарваков, джайнистов, буддистов и др. В 3-й главе обсуждаются пути и средства (садхана) достижения брахма-видьи (см. Авидья). В ней встречаются объяснения перевоплощений, психологич. и телеологич. рассуждения и т.д. В 4-й главе рассматриваются результаты брахма-видьи. В.-С. состоит из 555 сутр, каждая из к-рых содержит 2 или 3 слова. Сутры неясны и открывают возможности для различных толкований. Для разработки учения веданты были написаны комментарии, в каждом из к-рых доказывалась их совместимость с текстами "божественного откровения" (шрути) и сутрами. Авторы гл. комментариев – Шанкара, Рамануджа, Мадхва, Валлабха – были основателями самостоят. школ веданты. Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, гл. 7; Shastri S., Hundred and eight Upanishads, [Madras, 1883]; Ranade R. D., A constructive survey of Upanishadic philosophy, Poona, 1926; Deussen P., Allgemeine Geschichte der Philosophie, Bd 1, Tl 2 – Die Philosophie der Upanischaden, Lpz., 1919; Thibaut G. [transl.], Vedanta-Sutras, [with the commentaries by Sankara and Ramanuja], [v. 1–3], [Oxf., 1890–1896]; Hiriyanna M., Outlines of Indian philosophy, [L.], 1952. В. Бродов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|