ЛАПШИН


ЛАПШИН
Иван Иванович (р. 1870) – рус. философ-идеалист и психолог, ученик А. Введенского, сторонник неокантианства. Преподавал логику в Александровском лицее, был проф. Петерб. ун-та. Д-р философии (с 1906). Белоэмигрант (с 1922). В отличие от зап.-европ. неокантианцев (напр., Когена), Л. допускал возможность обсуждения вопроса о приложимости законов мышления к "вещам в себе". Он утверждал, что вне опыта (в кантовском его понимании) законы мысли никакой силы не имеют. Законы формальной логики зависят, по Л., от форм интуиции. Противоречивость филос. взглядов Л. – своеобразное доказательство несостоятельности имманентной философии, к-рую он пытался защищать.
Соч.: Филос. значение психологич. воззрений Джэмса, в кн.: Джэмс У., Психология, пер. с англ. Лапшина, СПБ, 1896; Законы мышления и формы познания, СПБ, 1906; Проблема "чужого Я" в новейшей философии, СПБ, 1910; О вселенском чувстве, СПБ, 1911; Неокритицизм Шарля Ренувье, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 13, СПБ, 1914; Психология эмоцион. мышления Гейнриха Майера, там же, сб. 16; Гносеологич. исследования, вып. I – Логика отношений и силлогизм, П., 1917; Мистич. рационализм С. Л. Франка, "Мысль", 1922, No 3; Опровержение солипсизма, в сб.: Тр. рус. ученых за границей, вып. I, Отдел историко-филологич., Прага, 1923; Философия изобретения и изобретение в философии, [т. ] 1–2, 2 изд., Прага, 1924.
Лит.: Лосский Н. [О. ], И. Лапшин. Законы мышления и формы познания (рец.), "Вопр. филос. и психологии", 1907, кн. 88, май–июнь; Jakovenko В., Dejiny ruske filosofie, Praha, 1938, с. 284–89.
Л. Суворов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ЛАПШИН
    ЛАПШИН Иван Иванович [11 (23) октября 1870, Москва — 17 ноября 1952, Прага] — русский философ-неокантианец, ученик А-ра И. Введенского. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, после защиты докторской диссертации “Законы мышления и формы познания” (СПб., 1906) становится в 1913 экстраординарным профессором, а позднее заведующим кафедрой философии Петербургского университета. В 1922 вместе с группой ученых выслан из Советской России, жил в Чехии.
    Для философских взглядов Лапшина характерна жесткая антиметафизическая направленность, приводящая к отказу переносить законы мышления на вещи вне всякого отношения к нашему сознанию. Познаваемы лишь предметы, обладающие чувственным содержанием, оформленные временем, пространством и др. категориями, т. е. явленные в опыте. Мета
    физические построения и проблемы (в т. ч. и проблема “чужого я”) есть лишь “рабочие гипотезы”, имеющие эвристическую ценность. Творчество, изобретение, имея истоком “философскую страсть удивления”, осуществляются за счет идейной и стилистической комбинаторики.
    Соч.: Проблема “чужого я” в новейшей философии. СПб.. 1910; Гносеологические исследования, в. 1, Логика отношений и силлогизм. Пг., 1917; Художественное творчество. Пг, 1922; Философия изобретения и изобретение в философии, т. 1—2. Пг., 1922; Философские взгляды Радищева. Пг, 1922; Эстетика Достоевского. Берлин, 1923; Феноменология. Прага, 1937; Спор о свободе воли в современной философии. Прага, 1941; О своеобразии русского искусства. Прага, 1944; Римский-Корсаков и его значение в истории русской музыки. Прага, 1945; La synergie spirituelle. Praha, 1935. Лит.: Зеньковскчй В. В. История русской философии, т. 2, ч. I. Л., 1991 ; Лосский Н, О. История русской философии. М., 1994.
    О. В. Марченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1043
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ”
  • “ПЕРВОНАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ»
  • «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ»
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Дух позитивной философии
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • МЫШЛЕНИЯ ЗАКОНЫ
  • ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • вера в теории познания и философии науки
  • методологические направления в советской и российской философии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь