|
ЛУЛЛИЙЛУЛЛИЙ (Lully) Раймунд (1235-1315) — средневековый схоласт. До пострига в монахи учился в Париже, вел жизнь придворного и поэта при дворе арагонского короля. Основное внимание Л. было посвящено логике. Занимаясь формальной разработкой учения о силлогизме, пытаясь сделать мышление в какой-то мере автоматическим процессом, он исходил из мысли о формальном характере логического вывода, независимости его от конкретного содержания. В своем труде «Ars magna» («Великое искусство») Л. описал первую логическую машину. Машина Л. представляла собой набор разной величины дисков, наложенных на один вал. По краям дисков были написаны наиболее важные понятия средневекового мировоззрения. Вращая вал и, соответственно, диски, можно было чисто механически получать правильные суждения. Только спустя четыре столетия Г.В. Лейбниц оценил труд Л. и развил дальше идею механического выполнения логических операций. В 20 в. разработка этой идеи привела к созданию компьютера. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ЛУЛЛИЙ (латиниаиров. Lullius, исп. Lulio, каталан. Lull или Llull) Раймунд [ок. 1235, Мальорка,— ок. 1315, Тунис (?)], философ, богослов. каталанский писатель. Тридцати лет оставил жизнь блистательного придворного поэта, вступил в орден францисканцев и стал миссионером. Проповедовал в Сев. Африке, где, согласно легенде, претерпел мученич. смерть. Крупнейший знаток иудейской и мусульм. теологии, Л. явился одним из родоначальников европ. арабистики. От Л. осталось ок. 300 соч., написанных гл. обр. по-каталански и по-арабски, но сохранившихся часто лишь в лат. переводах. Мировоззрение Л. сложилось под влиянием фран-цисканства и Августина. Полемизируя с аверроизмом и его учением о двойственной истине, Л. считал, что истинное познание возможно только в свете откровения. Мир для Л. — символ бога, в каждой вещи отражены божеств. «совершенства», рассмотрение которых открывает познанию принципы действия бога в мире. В целях исчерпывающей полноты такого познания Л. разрабатывал методы моделирования логич. операций, используя символич. обозначения предельных понятий (осн. соч. «Великое искусство» — «Ars magna», опубл. 1480). Это привело его к разработке первой логич. машины и сделало одним из предшественников комбинаторных методов в логике. Opera omnia, v. l—8, Mainz, 1721—42 (переизд.— Opera, v. 1—10, Fr./M., 1965); Obres originales, Palma, 1955. Battlorl M., Introduccion bibliografica a los estudids Lulianos, Palma, 1945; Estudios Lulianos, Palma, 1957; R z у t-t k а В., Ars magna. Die grosse Kunst des Raimund Lull, Modling bei Wien, [I960]; Platzeck E. W., Raimund Lull. Sein Leben, seine Werke...,Bd 1—2, Dusseldorf, 1962—64. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ЛУЛЛИЙ (Lulio) Раймунд (род. ок. 1235, Пальма, Мальорка – ум. 1315, Тунис; по преданию – как христ. мученик) – исп. поэт, теолог, философ. После светской жизни занялся миссионерством среди мусульман; был одним из первых зачинателей научной ориенталистики. Как философ, пытался в своем «Ars magna» («Великое искусство») посредством комбинаторики высших, наиболее общих, очевидных понятий вывести все остальные истины и наглядно изобразить их в их связи, что дает основание считать его предшественником современной логистики. Философский энциклопедический словарь. 2010. ЛУЛЛИЙ (Lullus, Lull), Раймунд (1235 – 29 июня 1315) – исп. философ и богослов. Род. на о. Майорка, учился в Париже, в качестве францисканского миссионера проповедовал в Армении, на Кипре и в Сев. Африке; умер в Тунисе. Л. утверждал, что возможно произвести полное слияние философии с теологией. Исходя из этого положения, он полемизировал не только с аверроистами и их теорией двойственной истины, но и с теми религ. философами, к-рые утверждали, что истины веры недоступны для разума и не должны быть предметом филос. доказательства или объяснения. Как логик Л. фактически положил начало трактатам на тему "de consequentiis" (о следовании), содержащим зачатки теории формальной и материальной импликации. В осн. соч. "Великое искусство" ("Ars magna...", опубл. 1480) Л. описывал свои попытки механически моделировать логич. операции в изобретенной им с этой целью "логической машине", анализировал логич. характер вопросит. предложений, изучал взаимоотношения логич. констант "и" и "или" (vel). Формальную логику Л. определял как "искусство и науку, при помощи которых истина и ложь распознаются разумом и отделяются друг от друга, – наука принятия истины и браковки лжи" (цит. по кн.: ?rantl С., Geschichte der Logik im Abendland, Bd 3, В., 1957, S. 150). В приведенном определении содержится явное указание на двузначный характер логич. формализмов. В "Великом искусстве" Л. описал также и технику моделирования логич. операций – систему концентрич. кругов, из к-рых каждый служит для обозначения группы понятий. Так, одна таблица дает девять субстанций: бог, ангел, небо, человек, воображаемое, чувственное, растительное, стихийное, инструментальное. Другая дает девять абсолютных предикатов: благость, величина, длительность, могущество, знание, стремление, добродетель, истина, слава; третья дает те же предикаты как относительные: благое, великое и т.д. Вращая один круг относительно другого, мы можем получать такие сочетания понятий: благой бог, великий бог и т.д., или же: великая благость бога, длительная благость бога и т.д. Различные точки зрения на предмет отмечены под рубриками: различие, согласие, противоречие, начало, середина, конец, превышение, равенство, умаление. Есть еще таблицы вопросов (ли? что? из чего? почему? как велико? какого качества? когда-где? как и чем?), акциденций (количество, качество, отношение, деятельность, претерпевание, обладание, положение, время, место). Логика сведена Л. к оперированию общими знаками, заключение получается посредством механизма. Правила вращения, посредством к-рого субстанции получают подходящие им предикаты, дают, по его мнению, возможность исчерпать общую науку, истину и все конкретные предметы. В системе Л. много произвольного, но осн. идея, не имеющая никакой связи с теологией Л., была воспринята и усовершенствована Бруно и Лейбницем. Л. – изобретатель первой логич. машины, предшественник комбинаторных методов в логике и в этом смысле – предшественник математич. логики. Л. – автор филос. романа "Blanquerna" (1505, англ. пер., L., 1926). Соч.: Obras..., v. 1–21, Barcelona, 1906–50. Лит.: Соловьев В., Лю(у)ллий, Новый энциклопедич. словарь, т. 25, П., [б. г. ]; Дружинин В. Г., К вопросу об авторе сокращения "Великой науки" Р. Л., П., 1914; История философии, т. 1, [M. ], 1940, с. 469; ?ерельман Я. И., Занимательная алгебра, 4 изд., М., 1949; BarberW. Th. ?., R. Lull, L., [1903 ]; Riber [Campins ] L., R. Lulio (R. Llull), Barcelona, 1935; Menendez y Pelayo M., R. Lull (Raimundo Lulio), в кн.: Menendez y Pelayo M., La ciencia espanola, v. 3, B. Aires, [1947 ], p. 5–38; Esclasans ?., La filosofia de R. L., v. 1–, Barcelona, [1952– ]; ?latzeсk E. W., Die Lullsche Kombinatorik, "Franziskanische Studien", 1952, Jg 34, S. 32–60; его же, La combinatoria luliania, "Revista de Filosofia", 1953, v. 12, 1954, v. 13; Rogent E., Duran E., d'Al?s-Moner R., Bibliografia de les impressions Lulljanes, Barcelona, 1927; Вatllоri M., Introduccion bibliografica a los estudios lulianos, Mallorca, 1944. А. Рубин, H. Стяжкин. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ЛУЛЛИЙ ЛУЛЛИЙ (Lull, Lullius) Раймонд (1235, Майорка - 1315, Тунис) — испанский богослов и миссионер, философ, логик, алхимик, писатель, один из родоначальников европейской арабистики. Учился в Париже, в тридцать лет оставил светскую жизнь, поэзию и куртуазные произведения и обратился к теологическим, философским, логическим трудам. Написал на каталанском, латыни и арабском языках около трехсот произведений. Испытал влияние арабских ученых (ал-Араби, ал Газали), вместе с тем резко выступал против аверроизма и учения о двойственной истине. В главном труде “Великое искусство” (Ars magna, 1308, опубликован в 1480) предложил своего рода “логическую машину”, позволяющую механически моделировать логические операции мышления — специальный алфавит (понятия обозначались буквами), сочетания фигур, систему семи концентрических кругов, вращение которых давало новые комбинации терминов, исчерпывая все субстанции и акциденции, абсолютные предикаты мира. Эта попытка формализации логических операций пользовалась успехом до сер. 18 в. Лейбниц в диссертации о комбинаторике (1666) подверг се критике как “слабую тень настоящего искусства комбинаторики”. Благодаря конкретным рецептам поиска философского камня и получения золота и серебра “Ars 458 magna” и другие труды Луллия в этой области стали настольными для алхимиков. Литературные труды — “Книги о Любящем и Возлюбленном”, “Книги о рыцарском ордене” и “Книги о животных” переведены на русский язык (1997). Соч.: Tractatus. ed. J. Mangel, t. 1—2. Genevae, 1702 (Bibliotheca chemica curiosa); Obres essencials, vol. 1—2. Barcelona, t. 1—2, 1957—60 (Biblioteca perenne...); в рус. пер.: Книга о Любящем и Возлюбленном. СПб., 1997. Лит.; Меиер Э. История химии с древнейших времен до настоящих дней. СПб., 1899; Rynka B. Ars magna. Die grosse Kunst des Raimund Lull. Modling bei Wien, 1960. Л. А. Микешина Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|