|
философ из хуайнанифилософ из хуайнани "ХУАЙНАНЬ-ЦЗЫ" "Философ из Хуайнани". Др. назв. - "Хуайнань хун ле" ("Хуайнань Великая мудрость"). Памятник 2 в. до н.э., сост. при дворе Хуайнаньского князя Лю Аня. Согласно источникам, включал три книги: "внутр." (21 цзюань - "свиток"), "толковавшую о дао", "внеш." (33 цзюаня) - "о разном" и "среднюю" (8 тетр.) - "о святых и искусстве алхимии" (см. Сянь сюэ). "Х.-ц." отличают образность, искусно построенная ораторская речь, сочетание различных стилей (от логизирующего до высокопоэтич.). В нем обрела завершенную форму мировоззренческая тенденция, восходящая к Конфуцию: человеч. измерение и человеч. деятельность воспринимаются как не менее важные атрибуты универсума, чем Небо и Земля (см. Тянь). Об этом свидетельствуют высокий статус практики в доктрине "Х.-ц.", признание "уместного" и "подходящего" эталоном прекрасного (Мэй) наряду с "мерой" и "гармонией" (хэ (1)). Тем не менее гл. мерилом истины и красоты остается космос. "Х.-ц." представлял собой вторую в истории кит. мысли после "Люй-ши чунь цю" попытку глобального филос. обобщения. Инструментом филос. построений для создателей памятника служили конф. рационализм с его теорией обществ, устройства и даос, иррационализм, сочетающийся со склонностью к исследованию и наблюдению. В поисках аргументов в пользу правомерности соединения противоположностей составители "X.-ц." привлекли беспрецедентно обширный материал мифов и преданий, историч. сведения, эмпирич. данные из разных обл. практики, коммент. к отд. положениям и целым текстам филос. классики. Противоречие между сознанием создателями "Х.-ц." правоты конф. построений и их пристрастием к глубине даос, спекуляций разрешилось обозначением двух путей человеч. мысли: один ведет к науке, др. - в религию и филос. мистицизм. *ЧЦЦЧ. Т. 7. Пекин, 1956; Х.-ц. Гл. 1, 2, 7, 9. Всгуп. ст. и пер. Л.Е. Померанцевой // Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; Morgan E. Тао, the Great Luminanl. Essays from Huai-nan-tzu. L., 1933; Kraft E. Zum Huai-nan-tzu. Einfuhrune, Obersetzung (Kapitel I und II) und Interpretation II Monumenta Serica. 1957. №16; 1958. №17; Wallacker B.E. The Huai-nan-tzu, Book Eleven: Behaviour, Culture and the Cosmos // JOAS. 1962. №48; **Яо-меранцева Л.Е. Поздние даосы о природе, об-ве и искусстве ("Хуайнаньцзы" - II в. до н.э.). М., 1979. Л.Е. Померанцева Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|