«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»


«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
        «чистое искусство», эстетич. доктрина (и соответствующие ей формы художеств. практики), утверждающая самоценность искусства и выступающая против его служения нравств., политич. и иным внеэстетич. целям. С этой т. зр. ценность искусства несовместима с к.-л. «неэстетич.» (утилитарной, политич., этич., религ.) ценностью. Хотя элементы данной концепции встречаются на ранних этапах истории художеств. культуры, её судьба связана с процессом становления бурж. сознания. Значит. импульс позиции «И. д. и.» был дан романтич. движением, в котором пафос гражданственности противоречиво сочетался со своего рода эстетским изоляционизмом. Однако в развитом виде теория «И. д. и.» сложилась в сер. 19 в. во Франции, а затем распространилась по всей Европе, выражая глубоко характерную для различных слоев бурж. интеллигенции внутр. противоречивость её социально-психологич. и идеологич. позиций: с одной стороны, неприятия офиц. ценностей бурж. общества и стремления обеспечить свободу художеств. творчества, которое кажется единств. прибежищем эстетич. ценностей, а с другой — осуществления таким образом отрыва искусства от реальной классово-идеологич. борьбы, от революц.критич. интересов и социалистич. идеалов демократич. масс. В разных конкретных социально-историч. и культурных условиях одна из сторон этого противоречия приобретала решающее значение, в силу чего менялась и роль идеи «И. д. и.» в художеств. культуре. Так, напр., Н. Г. Чернышевский отмечал, что «устарелая» в его время мысль об «И. д. и.», однако, «...имела смысл тогда, когда надобно было доказывать, что поэт не должен писать великолепных од, не должен искажать действительности в угоду различным произвольным и приторным сентенциям» (ПСС, т. 2, 1949, с. 271). Острота проблемы связи искусства с социальными процессами при сохранении его художеств. суверенности привлекла к ней в нач. 20 в. внимание Г. В. Плеханова и А. В, Луначар-ского, искавших марксистское, диалектич. её решение, которое они противопоставляли мелкобурж. эстетизму, в каких бы конкретных формах он ни выражался. В совр. художеств. культуре и эстетич. мысли теория и практика «И. д. и.» встречают решит. сопротивление не только сторонников марксистско-ленинской эстетики и исква социалистического реализма, но и мн. представителей демократич. культуры, убеждённых в возможности эстетически полноценного и одновременно социально-активного искусства.
        Плеханов Г. В., Искусство и обществ. жизнь, в его сб.: Эстетика и социология искусства, т. 1, М., 1978; Луначарский А.В., Диалог об искусстве, Собр. соч., т. 7, М., 1967; Лекции по истории эстетики, кн. 3, ч. 1, Л., 1976; Моrqurgo-Tagliabue, L'estetique contemporaine. Une en-puete, Mil., 1960.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


Просмотров: 1432
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА"
  • "ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ"
  • «РУЧНОЙ ОРАКУЛ И ИСКУССТВО МИРОВОЙ МУДРОСТИ»
  • Григорианский музей светского искусства
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МИФОЛОГИЯ
  • ИСКУССТВА СОЦИОЛОГИЯ
  • ИСКУССТВА СОЦИОЛОГИЯ
  • ИСКУССТВА ФИЛОСОФИЯ
  • ИСКУССТВО
  • Искусства, Ремесла, Художества
  • Искусство
  • Коллекция современного религиозного искусства
  • Линии Демокрита и Платона в истории культуры
  • Морфология искусства (artistic morphology)
  • НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА
  • ОНТОЛОГИЯ ИСКУССТВА
  • ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
  • Поэтическое искусство
  • Психология искусства (psychology of the arts)
  • РОЛЬ НАРОДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
  • РУЧНОЙ ОРАКУЛ И ИСКУССТВО МИРОВОЙ МУДРОСТИ
  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА
  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА
  • Социально ориентированное значение слова
  • ЦЕННОСТЕЙ ТЕОРИЯ
  • Экспрессивные искусства (expressive arts)
  • ЯЗЫК ИСКУССТВА
  • закон - искусство - власть/насилие
  • искусство сценическое
  • социально научения теория Роттера



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь