ЛАЗАРСФЕЛЬД


ЛАЗАРСФЕЛЬД
(Lazarsfeld) Пауль Феликс (1901 — 1976) — амер. социолог. Сформулировал важные положения теории массовой коммуникации и формирования общественного мнения. Первая работа Л. (совместно с С. Стауфером и Л. Гутманом) была посвящена изучению социальных установок солдат. В сер. 1950-х гг. он совместно с Р. Мертоном выдвинул гипотезу о том, что сообщение, посланное аудитории, воспринимается сначала «лидером мнения» (наиболее авторитетным членом группы) внутри группы, а затем уже через него др. членами данной группы. Тезис о двухступенчатом потоке коммуникации положил начало большому количеству экспериментов в области изучения межличностных отношений, начиная с изучения фермеров, выращивающих новые сорта кукурузы, и кончая поведением врачей, выписывающих лекарства. Последующие исследования привели к модификации этой теории. Она стала называться концепцией многоступенчатого потока информации, т.к. выяснилось, что «лидеры мнений» имеют в свою очередь собственных «лидеров мнений», к которым они обращаются за информацией.
Л. описал (совместно с Мертоном) также «наркотизирующую» функцию массовой коммуникации. Человек, по их словам, получая обилие сведений, практически утрачивает чувство реальности. Поставляемая радио, телевидением, прессой информация может поразить воображение, удивить столкновением фактов, воспламенить чувства. Но между самим фактом и реальным откликом на событие огромная дистанция. Рождается психологическая усталость. Все это приводит к «деполитизации».
Л. — один из ведущих специалистов в области методологии и применения математических методов. Одна из его идей — необходимость диалога и сближения между социологией и др. общественными науками. Л. полагал, что социальное знание должно быть свободно от ценностного подхода.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ЛАЗАРСФЕЛЬД
        (Lazarsfeld) Пауль Феликс (13.2. 1901, Вена,— 31.8.1976, Нью-Йорк), амер. социолог, один из ведущих специалистов в области методологии и применения математич. методов. С 1933 в США. Л. разработал ряд ценных исследоват. методов и математич. моделей анализа латентных (скрытых) структур, панельного анализа («индекс Л.»), теорию двухступенчатой коммуникации и др. Он руководил рядом крупных эмпирич. исследований, посвящённых проблемам массовой коммуникации и механизмам избират. борьбы в США. Выступал за сближение социологии с др. обществ. науками, отстаивая ложную концепцию «де-идеологизации» социологии и превращения её в «естественную науку», «свободную от ценностей»; сам Л. придерживался буржуазнолиберальных политических взглядов, за что подвергался нападкам в период маккартизма.
        Radio and the printed page, ?. ?., [1940]; Radio listening in America, N. Y., 1948 (совм. с P. Kendall); Studies in the scope and method of «The American Soldier», N. Y., 1950 (совм. с R. K. Merton); The people's choice, N. Y.—L., 19683 (совм. с B. Berelson, H. Gaudet); The language of social research, N. Y., 1969 (совм. с M. Rosenberg); Sociology, в кн.: Main trends ot research in the social and human sciences, pt 1, P.— The Hague, 1970, p. 61—165; в рус. пер.— Методологич. проблемы социологии, в сб.: Социология сегодня. Проблемы и перспективы, ?., 1965; Логич. и математич. основания латентноструктурного анализа, к сб.: Математич. методы в совр. бурж. социологии, M., 1966.
        Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1984; Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, М., 1965; История бурж. социологии 1-й пол. 20 в., М., 1079.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ЛАЗАРСФЕЛЬД
(Lazarsfeld), Пауль Феликс (р. 13 февр. 1901) – амер. бурж. социолог, представитель социологич. неопозитивизма и один из ведущих представителей "математич. социологии". Получил образование в Вене, где работал до переезда в США (1933). Проф. (с 1940) и руководитель (с 1950) отделения социологии в Колумбийском ун-те, возглавляет отдел социологич. исследований.
Основой теоретич. воззрений Л. является позитивистская т. зр. относительно "нефилософской" социологии; единств. путем развития социологии Л. считает заимствование ею методологии точных наук. Л. применяет к социологии неопозитивистское требование "универсальной науки" и считает единств. критерием научности социологич. знания математич. правильность исследовательских методов и операций. В понимании социологич. теории Л. целиком стоит на позиции прагматизма и инструментализма. Ее значение он сводит к конвенционалистски понимаемой методологии, т.е. рассматривает как совокупность произвольных, созданных "искусством исследователя" приемов, позволяющих "упорядочить" характеристики действительности в соответствии с задачей исследования. В конечном счете эта теория оказывается рядом формальных правил построения типологий и создания статистич. и математич. моделей.
Л. разработал нек-рые математич. методы анализа социальных и социально-психологич. явлений, напр., метод анализа "скрытой структуры" – личных отношений индивидов в той или иной группе, – скрывающейся за их собств. представлениями об этой структуре (см. The language of social research, [1955 ], совм. с M. Rosenberg); A conceptual introduction to latent structure analysis, в кн.: Mathematical thinking in the social sciences, ed. by P. E. Lazarsfeld, 1954). Ему принадлежит обоснование "панельного интервьюирования" – процедуры повторяю-щегося через определ. промежутки времени опроса группы людей.
Л. известен как один из руководителей ряда крупных эмпирич. исследований, проводимых по заказам пр-ва и корпораций, а также работами о средствах массовой связи, о процессах избират. компаний в США. В этих работах поставлены узкоэмпирич. описат. задачи, однако нередко в них приводятся ценные в науч. отношении выводы. Напр., в кн : "The voting. A study of opinion formation in a presidential campaign" (1954, соавтор) показывается распределение голосов в небольшом г. Элмира (ок. Нью-Йорка) во время президентских выборов 1948 в связи с социально-экономич. положением избирателей, их политич. симпатиями, религ. убеждениями, национальностью, расой, полом и т.д., хотя и не вскрываются причины и закономерности формирования обществ. мнения, не дан анализ социальных сил и системы политич. власти. На 4-м Междунар. социологич. конгрессе (1959) Л., признавая ограниченность и поверхностность проблематики большинства социологич. исследований, проводимых в США, призывал к постановке более широких и социально значимых вопросов, в к-рые он, однако, не включил проблемы коренных, социально-экономич. отношений капиталистич. общества.
Соч.: Radio and the printed page, ?. ?., [1940 ], The people's choice, 2 ed., ?. ?., 1948 (совм. с В. Berelson, H. Gaudet); The people look at radio, Chapell Hill, [1946 ] (совм. с H. Field), Radio listening in America, ?. ?., 1948 (совм с ?. Kendall), The logical and mathematical foundation of latent structure analysis, в кн.: Stоuffer S. А. [а. о. ], Measurement and prediction, Princeton, 1950
Лит.: Федосеев П., Францев Ю., Бурж. социология в тупике, "Коммунист", 1959, No 17, с 89–100
Н. Новиков. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1670
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • Исследование социального климата (social climate research)
  • МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕОРИИ
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • Методология научных исследований (research methodology)
  • Методы анализа социолингвистических данных
  • Методы анализа социолингвистических данных
  • Методы многомерного анализа (multivariate analysis methods)
  • Методы многомерного статистического анализа
  • Методы многомерного статистического анализа
  • Методы эмпирического исследования (empirical research methods)
  • ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • Опросы общественного мнения (opinion polls)
  • ПСИХОЛОГИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • Планы исследований на одном объекте (single-subject research designs)
  • СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МЕТОДЫ
  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • Теории социального научения (social learning theories)
  • Тренинг социальных навыков (social skills training)
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ФУНКЦИОНАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • Этика психологических исследований (ethics of psychological research)
  • исследования по методологии науки М. Вебера
  • франкфуртская школа социальных исследований



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь