ВАЛЕНТИН


ВАЛЕНТИН
(Valentinus) (г. рожд. неизв. – ум. ок. 161 г.) – римский философ-гностик, родом из Египта. Гл. идея гностицизма В., представленного в виде философско-мифологич. системы, сводится к признанию основой бытия некоей непознаваемой аб с. "полноты", лишенной всякого различения и оформления. Из нее рождается тридцать "эонов" (греч. ???? – "вечносущее"), чем и завершается у него учение о "полноте". Среди созданий аб с. "полноты" встречаются разного рода абстрактно-мифологич. существа, взаимоотношения к-рых образуют целую космологию. Исторически это есть языческая мифологизация христианства, составлявшая как бы переходное звено между язычеством и христианством вообще. Соч. В. до нас не дошли. Судить об их содержании можно по Иринею Лионскому (2 в.) ("Сочинения...", СПБ, 1900), подробно излагающему и критикующему гностицизм и В., к-рый имел много учеников в Византии и в Италии. Лит.: Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 2, СПБ, 1910, с. 209–24.
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ВАЛЕНТИН
    ВАЛЕНТИН (Valentinus) (2 в.)—богослов, творец гностической системы. Возможно, уроженец Египта. В сер. 2 в. основал школу в Риме, в течение ряда лет существовавшую в рамках Римской церкви. Сам Валентин претендовал на Римскую епископскую кафедру. Позднее порвал с Церковью и создал собственное религиозное объединение, просуществовавшее по крайней мере до 4 в. Наиболее известные его последователи—Секунд, Птолемей, Гераклеон, Феодот, Марк. До сер. 20 в. учение Валентина было известно по изложениям историков церкви — Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского, Ипполита Римского, Епифания Кипрского.
    Среди обнаруженных в 1945 текстов Наг-Хвммади имеются сочинения, вышедшие из школы Валентина, а может быть и принадлежащие ему самому (Молитва апостола Павла, Апокриф Иакова, Евангелие истины, Послание к Регину, Трехчастный трактат, Евангелие от Филиппа, I Апокалипсис Иакова, Валентинианское учение. Объяснение знания). Сведения ересеологов не всегда согласуются с оригинальными валентинианскими текстами. Кроме того, часто невозможно отделить учение Валентина (к тому же, возможно, проделавшее определенную эволюцию) от учений валентинианской школы, разделившейся на западную, развивавшую монистические элементы его доктрины, и восточную, исповедовавшую дуалистические воззрения. Согласно Валентину, первоначало порождает Плерому, состоящую из тридцати эонов, образующих 15 пар-сизигий. Первые четыре пары образуют первородную Восьмерицу, из которой происходят все прочие зоны. Последний зон, София, желает познать непознаваемого Отца, что приводит к падению Божественного начала в мир. Целью теокосмического процесса является воссоединение Божественного начала в мире с Плеромой. Осуществляет ее Божественный Спаситель (Христос). Валентиниане делили людей на духовных (которым спасение гарантировано), душевных (чье спасение зависит от их поведения) и плотских (обреченных на погибель).
    Ист.: The Nag-Hammadi Library in English. Leiden-N.Y,-Koln, 1996, p. 27-103. 139-160, 260-268, 472-489; Апокрифы древних христиан: исследование, тексты, комментарии. М., 1989, с. 263—295.
    Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики: итоги тысячелетнего развития. М., 1992, кн. 1, с. 275—290; Sagnard F.-M. La Gnose Valentinienne et le temoignage de Saint Irenee. P., 1947; Stead О. С. The Valentinian Myth of Sophia.—“Journal of Theological Studies”, v. 20, 1969.
    ff. ss. Шабурсв

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    валя, имя


Просмотров: 737
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • АСМУС Валентин Фердинандович
  • АТОМНОЕ УЧЕНИЕ
  • ВЕЙГЕЛЬ Валентин
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ (научение)
  • УЧЕНИЕ О ПОРЯДКЕ
  • УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ
  • УЧЕНИЕ ОБ ОТНОШЕНИЯХ
  • Учение
  • Учение
  • великое учение
  • лао учение
  • праджни учение
  • совершенной истины учение
  • сочинения, светоч истины распространяющие
  • учение
  • учение
  • учение великое
  • учение о праджне
  • учение о принципе
  • учение о сердце
  • учение о середине
  • учение о сокровенном
  • учение хуан-ди - лао-цзы
  • ханьское учение
  • хуан-ди - лао-цзы учение
  • хуан-ди учение



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь