учение о середине


учение о середине
"ЧЖУН ЮН" "(Учение) о срединном и неизменном (пути)",
"Срединное и неизменное", "Учение о середине".
Конф. филос. трактат, традицией приписываемый Цзы Сы (5 в. до н.э.), но, видимо, созданный ок. 3 в. до н.э. (по разным версиям 5 - 3, 4 - 3, 3 - 2 вв. до н.э.). Первоначально - часть трактата "Ли цзи", с 4 - 6 вв. рассматривалась как самост. произв. Отличается тематич. разнообразием и сложной композицией.
Назв., восходящее к терминологич. сочетанию из "Лунь юя" (5 в. до н.э.), где оно представлено как принцип выявления "(совершенной) благодати/добродетели" (см. Дэ (1)), отражает осн. идеи памятника: источник гармонии ("срединности") в Поднебесной есть человеч. личность; выявление в себе "неизменной" "небесной природы" (см. Сын (1)) позволяет совершенствовать методы управления; потенциальное внутр. совершенство человека как эманация мира природы реализуется в процессе длительного, требующего внутр. усилий правильного ("срединного и неизменного") пути - дао. Выявление собств. "небесной природы" и совершенствование методов управления объединены операцией фань шэнь ("обращение к телу/личности"). Этот идущий от "Мэн-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) тезис в "Ч.ю." выражает идею преимуществ, направленности на индивидуума, на анализ и ориентацию его сознания. Практика осуществления дао освещается сначала в социальной сфере на основании слов Конфуция, а затем переносится в политич. сферу посредством изложения взглядов якобы самого Конфуция на методы управления первых государей дин. Чжоу (11 -3 вв. до н.э.)- Вэнь-вана и У-вана (11 - 12 вв. до н.э.).
Согласно "Ч.ю.", со смертью человека гибнет и его искусство управлять. Поэтому всякое совершенствование в сфере управления должно начинаться с самосовершенствования. Людей для управления следует подбирать не по умению, опыту, положению, а исключительно по личностному признаку. Правильно отобранные смогут следовать "срединным и неизменным" путем. Непременное качество для выполнения этой задачи - "искренность" (чэн (1)). Данная категория представлена в двух осн. аспектах: 1) "искренность Неба" - качество, имманентное миру, присущее "совершенномудрому" (шэн (1)) и обусловливающее его возможности оказывать на мир упорядочивающее воздействие самим фактом своего присутствия; 2) "искренность" нижестоящего - качество, направленное на поддержание должного социального контакта (в части., обретения "доверия" - синь (2) в отношениях с родственниками, друзьями и вышестоящими), нормального социального функционирования и обретаемое в процессе поиска и сознательного выбора цели ("стремящийся к искренности (должен) выбрать добро и твердо придерживаться (этого направления)"). Для обретения "искренности" нижестоящему следует "(обладать) обширной ученостью, (заниматься) доскональным исследованием и тщательным обдумыванием, достичь ясного понимания, (а затем постараться все это) точно воплотить на практике". В результате "даже глупый неизбежно становится умным", т.е. способным "ясно различать (добро и зло)".
"Высшая искренность" (чжи Ч.), обладатель к-рой имеет дар предвидения и потому "м.б. уподоблен духу (шэнь (1))", сходна с "высшей и совершенной мудростью" (чжи шэн), но если последняя благотворно действует на народ при непосредств. контакте (появление "совершенномудрого" перед народом, его речи и действия), то "высшая искренность" функционирует в более отвлеченной сфере - "устанавливает великую основу в Поднебесной и постигает изменяющую и взращивающую (силу) Неба и Земли"; ее обладатель "становится в троицу с Небом и Землей", приобретая возможность участвовать в космич. процессе становления всего сущего.
Согласно "Ч.ю.", между самостановлением и практикой, равно как между обладанием интеллектом и практикой, нет промежуточной сферы для волевого выбора: "Способный исчерпать свою природу (син (1)) способен тем самым исчерпать и природу других"; "(наделенный) интеллектом (мин (3)) воздействует (на других)", тем самым изменяя их. Т.о., правильное внутр. развитие неизбежно приводит к эффективной социальной практике.
Выделение в "Ч.ю." из общего контекста конф. проблематики темы "обращения к самому себе" обусловило повышенное внимание к идеям этого памятника со стороны основоположников неоконфуцианства, проявлявших особый интерес к проблемам соотношения сознания и природы человека, прежде всего Чжоу Дуньи (11 в.) и Чжу Си (12 в.).
*Древнекит. философия. Т. 2. М., 1973. С. 119 -36 (пер. В.Г.Бурова);
**Кан Ювэй. Ч.ю. чжу (Коммент. к Ч.ю.). Б.м., 1901; Legge J. The Chinese Classics. Vol. I. Confucian Analects. The Great Learning and the Doctrine of Mean. Oxf. - L., 1861. См. также лит-ру к ст. "Ли цзи", Чэн (1).
По материалам А.С. Мартынова

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 1678
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • "ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • “ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ”
  • «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
  • БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО И В-СЕБЕ-БЫТИЕ
  • Документы сферы управления
  • Епископальная система церковного управления
  • ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С МАШИНОЙ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ
  • искренность
  • КАДРЫ УПРАВЛЕНИЯ
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КЛАСС «В СЕБЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ»
  • мэн-цзы. конф. канон
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
  • совершенной истины учение
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • учение хуан-ди - лао-цзы
  • ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • Философия и зеркало природы
  • ФИЛОСОФИЯ И ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ
  • ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
  • ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
  • хуан-ди - лао-цзы учение
  • Царь Сомака и сын его Джанту



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь