учение о сокровенном


учение о сокровенном
СЮАНЬ СЮЭ "Учение о сокровенном".
Филос. школа, получившая распространение в Китае раннего средневековья (3 - 4 вв.). В совр. синологии С.с. часто называют "неодасизмом" (neo-taoism(e)), что обусловлено вниманием философов этого направления к даос, филос. классике. Вместе с тем С.с. нельзя рассматривать как простое возрождение раннедаос. философии, поскольку, с одной стороны, она продолжала развиваться представителями собственно даосизма, а с другой - для мыслителей С.с. характерны не только даос., но и конф. терминология и проблематика. Последнее обстоятельство позволяет характеризовать С.с. как реакцию на бюрократизированное конфуцианство эпохи Хань (3 в. до н.э.- нач. 3 в. н.э.), лишившееся идеологич. монополии и интеллектуальной привлекательности после падения единой империи, в условиях политич. нестабильности.
Осн. соч. представителей С.с. написаны в форме коммент. к классич. конф. ("Чжоу и") и даос. ("Дао дэ цзин", "Чжуан-цзы") текстам. Философии С.с. свойственно особое внимание к онтология, проблематике, к-рая в значит, степени обособляется от космологич. представлений. Важнейшие проблемы С.с. - соотношение "небытия/отсутствия" (у (1)) и "бытия/наличия" (ю, см. Ю - у), субстанции ("телесной основы" -ти (1), см. Ти - юн) и ее функциональных "проявлений" (юн (2)), "Единого" (и (2)) и "многого" (до). В С.с. традиционно выделяют два направления - философию "отсутствия" (чун у, "упор на отсутствие") и философию "наличия" (чун ю, "упор на наличие"). Первое из них представлено прежде всего именами Ван Би (3 в.) и Хэ Яня (кон. 2 - Зв.), второе - Сян Сю (3 в.) и Го Сяна (3 - нач. 4 в.).
Согласно философии "отсутствия", субстанциальной первоосновой мира является некое неоформленное и чувственно не воспринимаемое потенциальное бытие - "небытие/отсутствие". Оно характеризуется как абс. простая и единая субстанция, первичная по отношению к множественному миру "тьмы вещей" (вань у). Последний в качестве "бытия/наличия" рассматривается как функциональное и акцидентальное "проявление" "отсутствия", вторичное и производное от нее бытие. "Совершенный мудрец" (см. Шэн (1)) стремится к интуитивному постижению субстанциальной основы мира и единению с ней, что квалифицируется как "возвращение к основе" (фань бэнь), обретение "естественности" (цзы жанъ), "недеяние" (у вэй (1), см. Вэй (1)) и "просветления" (мин (3)). "Совершенный мудрец" "воплощает в себе отсутствие" (ти у), что делает его способным к управлению Поднебесной на основе истинного знания.
Философия "наличия", напротив, признает существование только конкр. множества оформленных "вещей" (у (3)), "бытия/наличия". Тезис о порождении "наличия" из "отсутствия" (ю шэн юй у) трактуется в том смысле, что "вещи" порождаются из самих "вещей", а не из какой-либо иной, внешней для них сущности. Соответственно "вещи" рассматриваются в качестве окончательных и неизменных по своей природе самостоятельных сущностей (цзы син, цзы дэ). Все закономерности функционирования и изменения "вещей" имманентны самим "вещам". Из данного положения следует отрицание существования какой-либо субстанции, отличной от "вещей". Вместе с тем мир рассматривается в качестве не простой их совокупности, а упорядоченного, структурированного множества, т.е. как целое, конкр. единство сущего. "Совершенный мудрец" способен к постижению сущности "вещей", к следованию своей собств. природе,
согласованному с природой др. "вещей", что делает его способным к управлению на основе "естественности", "недеяния" и "безустановочности" (у синь).
Мыслители С.с. принадлежали большей частью к аристократич. элите, что отразилось на социальном аспекте их философии. В целом они признавали сакральный статус монарха, в качестве идеального прообраза к-рого в духе конф. доктрин рассматривали "совершенного мудреца". Элементы социального протеста в их учениях объясняются идейной и социальной оппозицией по отношению к служилой конф. бюрократии и конкретной обществ.-политич. ситуацией, связанной с выдвижением враждебных им аристократич. "сильных домов". Развернутое обоснование социального компромисса принадлежит Го Сяну, считавшему необходимым совмещать гос. службу с даос, идеалом созерцательной жизни. Философия С.с. сыграла роль посредника между традиц. кит. культурой и буддизмом, предоставляя переводчикам буд. текстов как терминологич. инструментарий, так и концепции, в рамках к-рых буд. учение осмыслялось в Китае на первом этапе своего распространения. Воздействие С.с. во многом обусловило интерпретацию ряда буд. понятий, а также содержание и характер таких явлений духовной жизни интеллектуальной и артистич. элиты Китая 3 - 5 вв., как мировоззрение "ветра и потока" (фэн лю), "чистые беседы" (цин тань) и др. Влияние С.с. прослеживается в творчестве крупных поэтов и художников, напр. Се Линъюня и Гу Кайчжи (4 -5 вв.).
Ряд интерпретаций философами С.с. категорий классич. кит. философии сыграл заметную роль в ее дальнейшем развитии.
**Малявин В.В. Горизонты даосизма: философия, психология, поэзия // 6-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1975; Его же. Жуань Цзи. М., 1978; Бежин Л.Е. Се Линъюнь. М., 1980; Его же. Под знаком "ветра и потока". М., 1983; Тан Юнтун. Вэй Цзинь С.с. луньгао (Очерк С.с. пер. Вэй и Цзинь). Пекин, 1957, 1962; Mother R.B. The Controversy over Conformity and Naturalness during the Six Dynasties // HR. 1969 - 70. Vol. 9. №2 - 3. См. также лит-ру к ст. Ван Би, Го Сян.
Е.А. Торчинов
СЮАНЬЦЗАН Чэнь И, прозв. Саньцзан фаши ("наставник Трипитаки"), Тансэн ("Танский монах").
600 (или 602), Гоуши окр. Лочжоу (совр. Гоушичжэнь окр. Яньши пров. Хэнань),- 664.
Буд. наставник высшего ранга, проповедник, переводчик буд. текстов на кит. яз., один из основоположников Вэйши школы. В возрасте 15 (или 13) лет стал послушником монастыря Цзинтусы в Чанъане, в 23(21 )-летнем возрасте принял постриг в Чэнду. Был странствующим монахом, учился у разных наставников. В 629 (627) начал паломничество в Индию через Синьцзян, Ср. Азию и Гиндукуш, добрался до известного буд. центра в Сев. Индии - монастыря Наланда, где изучал санскрит и буд. лит-ру. Совершил путешествие в Южн. Индию, Непал и Ассам, посещая знаменитых буд. наставников, четырежды участвовал в крупных дискуссиях между инд. и зарубеж. приверженцами различных направлений буддизма, оспаривая положения хинаяны. В 645 вернулся в Чанъань, привезя значительное число (по одной из версий - 657) буд. соч. Перевел вместе с учениками на кит. яз. 75 крупных буд. трактатов общим объемом 1335 цзюаней ("свитков"), в т.ч. "Да божо цзин" ("Махапраджня (парамита) сутра" - "Сутра о великой праджня (парамите)")-свод из 16 соч.; "Юйцзя ши ди лунь" ("Йога да-шабхумика шастра" - "Шастра о ступенях (просветления) учителей йогачары")- соч. из 100 свитков, приписываемое полулегендарному монаху Матрейе (3 - 4 вв.), но, возможно, написанное его учеником Асангхой; "Цзе шэнь ми цзин" ("Сандхи нирмокана сутра" - "Сутра о понимании глубокой тайны"); "Цзюйшэ лунь" ("Рассуждения о Коше")- перевод трактата инд. мыслителя Васубандху (5 в.) "Абхидхарма-коша" ("Вместилище Абхидхармы") и др. С. принадлежит также один из основополагающих трактатов школы Вэйши "Чэн вэй ши лунь" ("Рассуждения о достижении (понимания) только сознания"), компиляция десяти инд. комментариев на трактат Васубандху "Тримишка виджняпти карика" ("Тридцать стихов-рассуждений о только сознании"). Его переводы на санскрит "Лао-цзы" ("Дао дэ цзин") и "Да чэн ци синь лунь" (санскр. оригинал тогда уже был утерян) имели хождение в Индии. Составил описание 128 гос-в и владений, по к-рым проходило его путешествие, - "Дай Тан си юй цзи" ("Записки о крае к западу от Великой Тан"), ставшее ценным источником по историч. географии и собственно истории Индии, Непала, Пакистана и Бангладеш. Развивая традицию инд. мыслителя Дхармапалы (1 в.), выделял алайя-виджняну ("сознание-сокровищницу") из др. видов сознания: она продуцирует феноменальный мир, к-рый воспринимается остальными шестью видами сознания (см. Вэйши школа). Предложил учение об алайя-виджняне как о хранилище "семян" - причинных факторов возникновения т.н. "дхарм, подверженных бытию" (см. Фа (1), п. 2). Подразделял "семена" на универсальные, присутствующие в сознании всех живых существ, обусловливающие одинаковые проявления и восприятия (благодаря им, напр., люди более или менее одинаково воспринимают горы, леса, реки и т.п.), и индивидуальные, присущие алайя-виджняне отд. живого существа и обусловливающие индивид, восприятия и оценки. Наиболее известным учеником С. был Куйцзи. Для обучения у С. специально присылали буд. монахов правители Японии и гос-в Корейского п-ова. Широкая известность сделала С. героем фольклора и лит. персонажем: напр., ему посвящены известная пьеса У Чаплина (14 в.) "Тан Саньцзан Си тянь цюй цзин" ("Танский "наставник Трипитаки" добывает сутры на Западе"), роман У Чэнъэня (16 в.) "Си ю цзи" ("Путешествие на Запад"). "Самозванцева Н.В. Древнеинд. легенда в передаче С. // История и культура Вост. и Юго-Вост. Азии. Ч. 1. М., 1986; Розенбсрг О.О. Труды по буддизму. М., 1991.
Хэ Чэнсюань

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 1731
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • да чэн ци синь лунь
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • Как
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Ма’буд
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • мэн-цзы. конф. канон
  • НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • сознания школа только
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • учение хуан-ди - лао-цзы
  • хуан-ди - лао-цзы учение
  • ЦЗИН ВЭЙ
  • цзин вэй
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • школа только сознания
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь