|
БЕХАИЗМБЕХАИЗМ космополитич. религ. учение, возникшее в сер. 19 в. в Персии и отражавшее интересы иранской компрадорской буржуазии. Свое название Б. получил от прозвища его основоположника Мирзы Хусейна Али (1817–92) – Бехауллы ("Блеск божий"), одного из учеников Баба (см. Бабизм). Однако Бехаулла отказался от демократич. элементов бабизма. Осн. положения Б. содержатся в составленной Бехауллой "Священнейшей книге" – "Китабе Акдес" (написана ок. 1872, рус. пер. А. Г. Туманского, 1899, "Зап. Акад. наук", VIII сер., историко-филолог. отд., т. 3, No 6), предназначенной заменить Коран и "Беян" Баба. Согласно "Китабе Акдес", все люди – братья и классовая борьба недопустима. В период, когда народные движения, направленные против англ. колонизаторов, проходили под лозунгами борьбы с "неверными", Бехаулла проповедовал терпимость к другим религиям. По его учению, "суть служения богу-истине" заключается в "занятии каким-либо делом, или ремесленным, или промышленным и тому подобным" ("Китабе Акдес", с. 8). Учение Б. о всемирном братстве, к-рое можно достичь мирным путем, ограждало интересы компрадоров. Преемник Бехауллы, Абд-аль-Беха (1844–1921), запрещал забастовки, требовал от рабочих повиновения. В 1919 Абд-аль-Беха опубликовал на мн. языках открытое "Письмо в Центральную организацию прочного мира", в к-ром изложил космополитич. и пацифистские основы своего учения "об единстве мира гуманности". Пропагандируя учение Бехауллы, Абд-аль-Беха отрицал преобразование общества революц. путем, предлагал держаться лишь "учения о добровольном разделении имущества" ("Письмо в Центральную организацию прочного мира", Париж, 1921, с. 8). Бехаисты в осн. отказались от специфич. для ислама вост. обрядности, выступили с критикой различных форм "постижения бога", характерных для мусульм. мистицизма (см. Суфизм). После 2-й мировой войны бехаисты особенно усилили космополитич. проповедь об отказе от гос. границ, нац. независимости и суверенитета и призывают к образованию "единого мирового государства". Космополитич. тенденции Б. в условиях краха колониальной системы и подъема нац. самосознания народов Востока почти повсеместно поставили бехаистов вне мусульм. организаций. В наст. время бехаистская лит-ра издается в штате Иллинойс (США) и в Штутгарте (ФРГ). В дореволюц. России Б. оказал влияние на развитие мусульм. сектантства. Этич. сторона Б. находила поддержку у Л. Н. Толстого (см. Полное собр. соч., т. 79, 1955, с. 120–121). Значит. активность бехаисты проявляли в СССР в первые годы Сов. власти. Однако в условиях победившего социализма Б. как секта постепенно распался. Лит.: Аршаруни А. М., Бехаизм, М., 1930; Климович Л. И., Ислам в царской России. Очерки, М., 1936; Беляев ?. ?., Мусульманское сектантство. Исторические очерки, М., 1957; Байгушев, Очерки мусульманского раскола. Татарский пророк, Саратов, 1908; Baha'i world faith; selected writings of Baha'ullah and'Abdu'l-Baha, ed. by H. Holley, 2 ed., Wilmette, 1956; 'Abd u'l Baha ibn Bahaullah, Secret of divine civilization, transl. from the original Persian text by M. Gail, Wilmette 1957. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|