МЕТРИОПАТИЯ


МЕТРИОПАТИЯ
        (греч. - , от ?? -умеряющий свои страсти: — умеренный, ?? ?? - страсть, аффект), термин перипатетической школы, возникший в полемике со стоицизмом: стоич. идеалу полного искоренения аффектов и абс. бесстра-стия мудреца перипатетики противопоставили учение Аристотеля о золотой «середине» и «умеренности» как формуле счастья; стоич. апатия («бесстрастие») была при этом полемически трансформирована в метриопа-тию («умеренно-страстие»). Учение о М. разделялось также представителями платоновской Академии (начи-ная с Крантора), среднего платонизма (Плутарх) и нек-ми скептиками. У Порфирия (Sententiae, 32) М. и апатия выступают одновременно: первая — как принцип «гражд.» («политич.») добродетелей, вторая — как принцип «теоретич.» («созерцательных») добродетелей; цель первой — «жизнь в качестве естеств. человека», второй — «уподобление богу».

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


МЕТРИОПАТИЯ
(греч. ???????????, от ??????? – умеренный и ???? – страсть) – принцип др.-греч. этики, означающий требование умеренности в страстях. В др.-греч. этике он противополагался апатии – отсутствию страстей. Принцип М. содержится уже у т.н. семи мудрецов (7–6 вв. до н. э.). Таковы изречения: "Старайся быть спокойным" (Хилон), "Обуздывай страсть к удовольствиям" (Клеобул), "В счастье будь умерен, в несчастье – благоразумен" (Периандр), "Язык, чрево и похоть обуздывай" (Анахарсис), "Не гнев, а ум должен властвовать" (Эпихарм) и т.п. Особенное развитие М. получает в этике Демокрита и Эпикура, к-рые рекомендовали умеренность в чувств. наслаждениях в качестве необходимого условия для достижения душевного покоя. У Демокрита умеренность выступает в качестве осн. нормы поведения как в политич. жизни, так и в области чувств. наслаждений.
Принцип М. встречается и у Платона, к-рый учит о том, что печаль надо умерять посредством разумного начала, "мыслящего по мере" (R. Р. 603). Об умеренности Платон трактует и в др. своих диалогах, напр. в "Филебе". В школе Платона этот вопрос обсуждал Крантор, к-рый в борьбе против стоиков, требовавших полного подавления страстей, отстаивал положение о том, что умеренное удовлетворение естеств. чувств человека законно.
M. является одним из основополагающих принципов "Этики" Аристотеля. Аристотель определяет этич. добродетель как середину между двумя противоположными крайностями: "слишком много" и "слишком мало", избытком и недостатком. Так, по учению Аристотеля, храбрость есть середина между трусостью и безрассудной смелостью, щедрость есть середина между скупостью и расточительностью. Определить в каждом отд. случае, где лежит середина между противоположными крайностями, – дело разума. Отсюда вытекало требование подчинения страстей разуму, к-рый держит их в границах умеренности.
Учение о М. лежало и в основе др.-греч. медицины. Алкмеон в своей теории исономии учил, что здоровье есть равновесие противоположностей, образующих человеч. организм, а сущность болезни состоит в том, что какая-либо одна из противоположностей становится преобладающей. В теории Алкмеона содержится также учение о "соразмерности" образующих человеч. организм элементов, к-рое было далее развито Гиппократом и Галеном.
Лит.: Лосев А. Ф., Эстетич. терминология ранней греч. литературы (эпос и лирика), "Уч. зап. МГПИ", т. 83, вып. 4, 1954; Laue H., Mass und Mitte. Eine problemgeschichtliche Untersuchung zur fruhen griechischen Philosophie und Ethik, Munster, [1960 ] (Diss.).
А. Маковельский. Баку.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Синонимы:
    спокойствие


Просмотров: 311
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
  • Иерархический принцип организации поведения
  • ЛИ — принцип
  • Линии Демокрита и Платона в истории культуры
  • ОБЪЁМНОСТИ ПРИНЦИП
  • ПРИНЦИП
  • ПРИНЦИП
  • ПРИНЦИП
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ
  • Принцип ковариации
  • Принцип нарастания
  • РАССУЖДЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОСНОВАНИЯХ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • Соперничество между потгомками
  • ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • ЮМА ПРИНЦИП
  • жизнь психическая: принцип
  • нирваны принцип
  • принцип
  • принцип
  • принцип защиты
  • принцип изоморфизма
  • принцип объяснительный
  • принцип ориентации
  • принцип. учение о принципе
  • самодетерминации принцип
  • учение о середине
  • юма принцип



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь