ПРИНЦИП


ПРИНЦИП
(от лат. principium – основа, начало)
1) в субъективном смысле осн. положение, предпосылка (принцип мышления); см. Максима (принцип действия); в объективном смысле исходный пункт, первооснова, самое первое (реальный принцип, принцип бытия). Аристотель понимает принцип в объективном смысле как первую причину: то, исходя из чего нечто существует или будет существовать. Кант истолковывает принцип субъективно: он различает принципы конститутивные (только для эмпирического употребления) и регулятивные (только для трансцендентального или только для практического употребления). В качестве последнего объективного (метафизического) принципа разные мыслители принимали (если касаться содержания) следующее: Фалес – воду; Анаксимандр – качественно неопределенный, бесконечный «алейрон»; Анаксимен – воздух; Гераклит – огонь (эфир); Пифагор – число; Анаксагор – гомеомерию; Эмпедокл – 4 элемента и, кроме того, ненависть и любовь; Демокрит и Эпикур – форму и материю; стоики – пневму; Спиноза – субстанцию; Лейбниц – монады; Фихте – Я; Шеллинг – абсолют; Гегель – идею, т.е. сам по себе существующий разум; Шопенгауэр – волю; Э. Гартман – бессознательное. Понятие действительности, свойственное современной философии, уже не допускает сведения всего бытия и всех процессов в мире к принципу; 2) основополагающее теоретическое знание, не являющееся ни доказуемым, ни требующим доказательства (см. Аксиома, Постулат); 3) основополагающая этическая норма, которая, согласно Канту, является или субъективной – максимой – и направляет волю, поскольку она выступает как руководящий по отношению к отдельным индивидам момент, или объективной – законом – и в таком случае признается значимой для воли каждого разумного существа.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ПРИНЦИП
(от лат. principium – начало, основа)– в философии то же, что и основание, т.е. то, что лежит в основе нек-рой совокупности фактов или знаний. Поиски так понимаемых П. начинаются уже в антич. философии, где в качестве исходного П. бытия пытались рассматривать ту или иную субстанцию. Анаксимандр впервые в качестве П. берет нечто неопределенное – апейрон (впрочем, таким абстрактным П. можно считать и дао У Лао-цзы); он же ввел и само представление о П. – "архе". В дальнейшем нахождение основ бытия (П.) стало рассматриваться как осн. задача философии. После того как тот или иной П. бытия был сформулирован, он нередко начинал рассматриваться и как исходный пункт объяснения. Т.о. были различены П. бытия (principia essendi) и П. познания, или идеальные П. (principia cognoscendi). Широкая трактовка этого последнего понимания привела к тому, что под П. стали понимать вообще всякое основание, из к-рого надо исходить и к-рым нужно руководствоваться в деятельности.
В наст. время термин "П." обычно употребляется в связи с самыми различными сферами человеч. деятельности (с сохранением первичного оттенка – первый, основной, исходный), тогда как применительно к миру употребляется термин "закон".
В. Костеловский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ПРИНЦИП
    ПРИНЦИП (лат. principium — первоначало, основа) — 1) исходное, не требующее доказательств положение теории (то же, что аксиома или постулат); 2) внутреннее убеждение, неизменная позиция или правило поведения (то же, что максима или заповедь). В изначальном смысле слова— некая субстанция (вода, воздух, огонь или земля в античной философии) или закон (дао в древнекитайской философии), которые лежат в основе мироздания и из которых можно объяснить все существующее. Первым подобное представление о принципе (назвав его “архэ”) ввел Анаксимандр, увидевший подобное начало в “беспредельном, безграничном, бесконечном” алейроне. Для Аристотеля принцип — это первопричина, для Декарта — самоочевидная основа всякого мышления и познания (“мыслю, следовательно, существую”), для Канта — конститутивные и регулятивные правила “чистого разума”, для Д. Мура (“Принципы этики”) — методология этических исследований.
    О. В. Суворов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    альтернат, архе, воин, дефиниция, императив, историзм, максима, начало, норма, основа, основание, особенность, положение, правило, представление, статут, тезис


Просмотров: 1351
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ"
  • “АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ, ИЛИ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • Закон «все или ничего» (all-or-none law)
  • знание-как и знание-что
  • Иерархический принцип организации поведения
  • Или, Или. лама савахфани
  • красота как методологический принцип познания
  • Моисеево пятикнижие, или закон
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ, ИЛИ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА
  • ПРИНЦИП
  • принцип
  • Принцип Единства Сознания И Деятельности
  • принцип единства сознания и деятельности
  • принцип единства сознания и деятельности в трактовке Леонтьева
  • принцип. учение о принципе
  • принцип/закон
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ЭКОНОМИИ МЫШЛЕНИЯ ПРИНЦИП



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь