ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ психология как составная часть функционализма (см. Функция), особенно распространена в США (У.Джемс, Г.Т.Лэдд, Г.С.Холл, Д.Дьюи, Д.Р.Энджел).
Философский энциклопедический словарь.
2010.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
подход к психич. явлениям, свойственный психологич. школам, ориентированным гл. обр. на исследование поведения. Среди этих школ наиболее известны чикагская и женевская. Предшественниками Ф. п. в США были Спенсер и Джемс: первый в связи с рассмотрением эволюц. изменений как функции приспособления к изменяющимся условиям среды, а второй – в связи с выдвижением принципа примата действия над сознанием. В качестве самостоят. направления Ф. п. берет начало с работ Дьюи, выступившего с критикой "элементаризма" в психологии и, в частности, с критикой структурной психологии Титченера. Положив в основу исследования поведение, Дьюи требовал соединения психологического и физиологич. анализа, однако при этом утверждал, что различие стимула и реакции носит лишь функцион. характер. Развитие амер.Ф. п. было осуществлено Дж. Энджеллом и Г. Kaрром. Энджелл определял психологию как учение о психич. операциях, тесно связанное с физиологией и основанное на трактовке сознания как приспособит. промежуточного механизма между организмом и средой.
Основатель женевской школы Клапаред исходил из близости понятия функции в биологии и психологии и определял психологию как биологич. науку о поведении, а цель психологич. исследования видел в установлении того, какую функцию несет то или иное явление в жизни организма.
Хотя Ф. п. не сумела придать науч. характера введенным ею телеологич. принципам анализа психики, осуществленное ею смещение интересов к исследованию поведения оказало положит. влияние на развитие физиологической, сравнит., дифференциальной и др. отраслей психологии. Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12; Dewey J., The reflex arc concept in psychology, "Psychol. Rev.", 1896, v. 3; Angell J. R., The province of functional psychology, там же, 1907, v. 14; Саrr H. ?., Functionalism, в кн.: Psychologies of 1930, L., 1930; Воring E. G., History of experimental psychology, 2 ed., N. Y., 1950; Wоlman В. В., Contemporary theories and systems in psychology, N. Y., 1960; Woodworth R. S., Contemporary schools of psychology, 3 ed., N. Y., 1964. M. Роговин. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.