|
УНИВЕРСУМУНИВЕРСУМ (лат. Universum, summa rerum), филос. термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и в пространстве. В зависимости от того, что подразумевается под «всей реальностью», понятия «мир» и «У.» могут не совпадать. Напр., атомисты говорили об У. как множестве пребывающих и разрушающихся миров, возникающих из движения материи, полагая это множество миров неисчислимым; Платон отождествлял У. с видимым миром, отрицая суждение атомистов о множественности миров (см. Соч., т. 3, ч. 1, М., 1971, с. 497—98). В новое время, начиная с Лейбница, утвердился взгляд на У. как на «множество всех возможных миров», из которых только один — наш мир — реален, а остальные мыслимы как логически возможные, т. е. непротиворечивым образом представляющие возможные факты или связи вещей. Именно с этим толкованием У. связано понятие об «описаниях состояния» (как возможных мирах) в логич. семантике и модальной логике. Мысль об У. как связном «единстве многого» порождала многочисл. филос. попытки систематики У.— исчерпывающего мысленного отображения этого единства в форме того или иного учения о мире как целом, построенного на основе общей системы принципов. Однако такая задача остаётся «...на все времена делом невозможным» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 36) не только в силу бесконечности У. и соответственно неисчерпаемости познания, но и в силу неоднородности У.— его со-ставленности из миров с разными законами и разной качеств. природы (будь то мир звёздного неба, мир обществ. отношений или мир элементарных частиц). В совр. науч. мышлении понятие У. всё чаще приобретает смысл фиксированной системы (или систем) объектов, к которым относятся утверждения (высказывания) к.-л. теории. Именно поэтому говорят об универсуме рассуждения — логич. абстракции, выражающей мир мыслимых объектов, единство многого, поскольку типы изучаемых в к.-л. теории объектов могут быть различны в зависимости от допускаемых средств и задач исследования. Эта логич. абстракция только отчасти обобщает филос. идею У. К элементам У. рассуждения прежде всего относят индивиды, т. е. элементарные объекты изучаемой области, а, кроме того, если требуется, все их виды и роды (множества индивидов). Напр., натуральные числа, их отношения и числовые функции (абстракции разных порядков) могут составлять единый У. рассуждения. Такое широкое понимание У. вместе с утверждением, что всякое множество является элементом некоторого У., приводит к утверждению о бесконечности множеств объектов. Др. аспект анализа идей, связанных с У., — различение стандартного и нестандартного, конструктивного и неконструктивного У., а также онтологич. и гносеологич. У. рассуждения (отнесение последнего непосредственно к теории, а первого — к возможным моделям этой теории). Бирюков Б. В., Крушение метафизической концепции универсальности предметной области в логике, М., 1963; Кон П., Универс. алгебра, пер. с англ., М., 1968; Новосёлов M. M., Категория тождества и ее модели, в кн.: Кибернетика и диалектика, М., 1978. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. УНИВЕРСУМ (от лат. Universum, summa rerum) единая Вселенная; «Мир как целое». Философский энциклопедический словарь. 2010. УНИВЕРСУМ (лат. universum, summa rerum) – филос. термин, к-рым обозначают "мир как целое" или "все сущее": "посредством пространства универсум содержит меня и поглощает меня как точку, посредством мысли я поглощаю его" (Pascal В., Les Pensees, v. l, P., [1948], p. 60). Однако слова "мир" и "У. " не всегда являются синонимами: термин "У. " чаще употребляется для обозначения "множества всех миров", к-рому, в свою очередь, дают различные толкования. Напр., в эпикурейской и родственных ей филос. системах У. – собират. понятие логически не тождественных, но онтологически равноправных миров, т.е. таких, к-рым в равной мере приписывается существование в пространстве и времени, или, иными словами, к-рым приписывается одна о н т о л о г и ч е с к а я модальность – действительность. Др. толкование У. основывается на г н о с е о л о г и ч е с к о м понимании модальности "возможность" (см. Модальность), к-рая приписывается мыслимым a priori мирам, так что У. – "множество всех миров" – рассматривается как "множество всех возможных миров", или в др. терминологии – как множество всех логически возможных, т.е. мыслимых непротиворечивым образом (см. Непротиворечивость), фактов или связей вещей, без указания на онтологическую реализацию к.-л. из этих возможностей, но часто с оговоркой, что осуществима только одна из них. Логико-гносеологическое толкование У. восходит к Лейбницу (см. его "Essais de theodicee sur la bonte de Dieu", 1710, 1, § 8). От филос. понятия У. следует отличать логическое понятие У., или у н и в е р с у м рассуждени я ("мир рассматриваемых вещей") – понятие, характеризующее область тех предметов, к-рые изучаются в рамках данной науч. теории с помощью средств этой теории и к к-рым относятся предложения этой теории. Хотя области изучаемых предметов (У. рассуждения) могут быть различны в зависимости от допускаемых средств и задач исследования, тем не менее всегда – во избежание парадоксов – они должны быть ограничены так, чтобы принимаемый У. не совпадал с областью всех вообще мыслимых объектов ("всего мыслимого"), т.е., по существу, с философским "всеобъемлющим" У. О логич. понятии У. см. также Область предметов, Тождество. М. Новосёлов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|