ОРГАНИЗМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ


ОРГАНИЗМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
        группа концепций в области философии естествознания и методологии науч. познания, использующих понятия организма и организации (и связанный с ними понятийный аппарат) для решения проблем структурных уровней и возникновения новых качеств.О. т. в той или иной степени близки к организмич. установкам, разработанным в органицизме, однако различные организмич. концепции выдвигались задолго до того, как органицизм был сформулирован и нашёл последоват. выражение в теоретич. биологии и общей теории систем. К числу О. т. могут быть причислены биологич. воззрения Аристотеля, ряда ср.-век. учёных, а также Шеллинга и Гегеля. В сер. 19 — нач. 20 вв. под влиянием успехов эволюц. теории и кризиса механистич. установок в науке возникла тенденция к истолкованию в качестве организма объектов гуманитарных наук: языка (А. Шлейхер), произведения искусства («органич. критика» А. А. Григорьева), общества (Спенсер; органич. школа в социологии). В 20 в. появились новые О. т., носящие специально-науч. характер (гештальтпсихология; «организмальная биология» У. Риттера, 1919; организмич. интерпретация зоопсихологии К. Л. Морганом, 1921—22), а также неправомерно претендующие на некую универсальность (холизм, органич. индетерминизм, эмерджентная эволюция).
        см. к ст. Органицизм.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ОРГАНИЗМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
группа филос-методологич. и естеств.-науч. концепций об органич. целостности и возникновении новых качеств или законов при повышении организации. Главные из О. т. – органицизм, теория эмергентной (эмерджентной) эволюции, гештальтпсихология, холизм и органич. индетерминизм.
О. т. начали создаваться в 20-е гг. 20 в., когда накопленный наукой материал со все большей очевидностью доказывал, что организм – не простой агрегат атомов, молекул и клеток, а процессы жизнедеятельности – не механич. или аддитивные результанты элементарных физико-химич. взаимодействий. В этих условиях О. т. выступали как непосредств. реакция на неовиталистич. и механистич. объяснения строения и развития многоуровневых образований.
О. т. можно подразделить на две группы. В одной из них (органицизм, органич. механицизм, холизм) гл. внимание уделяется проблеме органич. целостности. В концепциях второй группы (теория эмергентной эволюции, органич. индетерминизм, доктрина уровней) гл. место занимают проблемы, связанные с исследованием процессов возникновения существенно нового при повышениях уровней организованности в развитии материи. В процессе критич. осмысливания материала О. т. рядом философов (Г. Браун, Р. Селлерс) и биологов (Дж. Паркер, Ч. Геррик, Г. Дженнингс, Дж. Нидем, В. Уилер, Р. Джерард, А. Б. Новиков) была выдвинута и в нач. 40-х гг. оформлена теория интегративных уровней органи- з а ц и и, получившая столь широкое признание, что теперь термины "организмич. подход" или "организмич. логика" применяются преимущественно по отношению к ней.
О р г а н и ц и з м занимает центр. место среди О. т. Термин был предложен (1918) физиологом Дж. с. Холдейном. Гл. влияние на представителей этого направления оказали взгляды Дж. Вуджера и Л. Берталанфи. Гносеология, положения органицизма, наиболее четко представленные в книге Вуджера "Биологические принципы" (1929), включают непоследоват. критику феноменализма, но в ряде пунктов близки к позиции А. Уайтхеда, воззрения к-рого, сформулированные в концепции "органич. механицизма", или "органич. философии", послужили одним из источников О. т. Гл. положения органицизма заключаются в. следующем. Организованные системы различны. Для неживых организованных систем (напр., кристаллов или машин) типичны "случайно" возникающие отношения, а их части могут в том же виде существовать вне данного целого. Напротив, живые целые возникают и действуют на основе органических, не случайных взаимоотношений между телами, образующими данное целое, – таких, что часть вне данного целого утрачивает свойства, присущие ей в составе этого целого. В организме такого типа существует иерархия частей; их природа, уровни организации и относит. значение неодинаковы. Наряду с пространств.-временными, собственно-причинными и генетич. связями и факторами все большее значение приобретают особые "органические" или "телеологич." отношения – сложные внутр. отношения между частями организма, благодаря к-рым он устойчиво сохраняется как "субстанциональная" вещь (т.е. по прияинам, лежащим гл. обр. в ней самой) среди потока случайностей, происходящих во внешней среде, с к-рой организм образует "комплекс". Причинные, генетич. и органич. отношения, характерные для живого, определяют необходимость трех осн. методов биологии, названных Шакселем (1922) энергетическим, историческим и организмическим. По Вуджеру, ни один из этих методов не исключает остальные, а порознь они недостаточны. Берталанфи, создавая "общую теорию систем", дополнил эту концепцию использованием ряда положений об организмах как открытых системах, находящихся в состояниях подвижного равновесия со средой.
Т е о р и я э м е р г е н т н о й (эмерджентной) эволюции сформулирована англ. философом-неореалистом С. Александером (1920) и детально разработана англ. зоопсихологом К. Ллойдом Морганом (1921–22). Центр. идея этой теории – истолкование понятия эмергенции (от англ. emergence – внезапное возникновение нового) в смысле признания перерыва материалистически понимаемой причинности и вмешательства в периоды эмергенции непознаваемой организующей силы, божественной по своей природе. Гносеологич. источники этой концепции – элементы гилозоизма и ограниченное понимание причинности (в духе тождества причин и следствий). Гл. положения теории, изложенной в книге Моргана "Эмергентная эволюция" (1923), состоят в следующем. Все физич. системы обладают чем-то психическим, оба атрибута неотделимы один от другого. В тех изменениях, к-рые приводят к созданию существенно нового, проявляется вмешательство некоего "низуса", устремленного от фундамента материи к ясно выраженной божественности, венчающей собою "пирамиду" последовательно восходящих уровней организованности материи. Результаты таких изменений, эмергенты, нельзя предвидеть, хотя познание типов эмергенции дает возможность познавать "естеств. план" эмергентной эволюции. Осн. логич. ошибки Моргана (не говоря уже о признании божества) состоят в том, что отрицание возможности предсказывать высшие уровни по данным о низших несовместимо с предсказанием уровня божества, а признание (и даже гипостазирование) возникновения существенно нового несовместимо с отрицанием возможности возникновения психики как таковой заново. Эта концепция утратила свою популярность среди естествоиспытателей к нач. 30-х гг., а впоследствии и в философии в результате критики со стороны Селлерса, В. М. Уилера, Стаута и Пратта.
X о л и з м (от греч. "холос" – целое) был выдвинут Я. Смэтсом (1927) и развит в особенности в работах А. Мейера (впоследствии – фон Мейера-Абиха). Широкая известность холизма не соответствует его действит. влиянию на умы естествоиспытателей и объясняется необычайной активностью его авторов. Гл. особенность холизма состоит в крайней степени его эклектичности. Более значит. место, чем в других О. т., занимает в холизме понятие поля, призванное преодолеть старые "контурные" представления о вещах. Именно в полях, по Смэтсу, действительно происходят события. Взаимное "общение", взаимопроникновение полей – это и есть то, что называют причинностью и творчеством. Признав сходство такого понятия поля с аналогичным понятием Уайтхеда и с понятием монады у Лейбница, Смэтс разработал, по его заявлению, более простую концепцию, согласно к-рой мир представляет собой серию целостных психофизич. структур различных уровней или ступеней сложности, окруженных полями, взаимодействующими с полями других целых. Положение о неразрывной связи объективного и субъективного не помешало Смэтсу то признавать, что клетка еще не имеет психики, то утверждать, что материя есть чувств. фокус, то заявлять о всепроникающей воле или активности мирового духа, присутствующего даже в недрах атомов; там дух находится как бы в плену, откуда его постепенно освобождает эволюция, истинная причина к-рой – "целое". Полная свобода духа достигается только в избранной Личности; она-то и отпирает дверь, освобождая дух от уз, кандалов и из подземных темниц естеств. необходимости. Мейер-Абих дополнил эту концепцию принципом историзма биологических явлений, но историзм истолковывается им в смысле "телеологизации филогении".
Органический индетерминизм был выдвинут в 1927–28 О. Рейзером, Ф. Уэлсом и разработан Р. Лилли Как дополнение к остальным О. т., но впоследствии стал одной из центр. концепций всего этого направления. Его основа – объединение позитивистского истолкования микрофизич. соотношения неопределенностей, представлений о мутациях как случайностных микрофизич. изменениях и организмич. понимания целостности. Гл. положения органич. индетерминизма состоят в следующем. Совр. квантовая механика доказала, что микрофизич. явления не подчиняются принципу причинности (понимаемому не в узком значении, а в смысле детерминизма вообще). В неорганич. мире индетерминизм единичных микрофизич. изменений обычно не выражен на уровнях макрофизич. тел, но в специфич. условиях организации протоплазмы и многоклеточных организмов даже единичные изменения биологически активных молекул могут существенно влиять на процессы, охватывающие все живое целое. Особенное значение имеют при этом различные формы усиления. Кроме мутаций, большое значение придается в этой концепции влияниям микрофизич. изменений, происходящих в организации нервной системы, где индетерминизм квантовых процессов выражается якобы в "свободе воли" (понимаемой в смысле отсутствия детерминации). Т.о., поняти" эмергенций, в к-рых, по Моргану, прерываются линии причинно-следств. связей, конкретизируется здесь как понятие случайностных микрофизич. изменений, усиливаемых в условиях "холистических полей" клетки или многоклеточного организма. В дополнение к этим положениям привлекались теории, согласно к-рым процессы жизнедеятельности клетки или многоклеточного организма и прогрессивной эволюции противоречат термодинамич. вероятности или закону возрастания энтропии; отсюда делается вывод, что происхождение, сущность и прогрессивная эволюция жизни могут быть объяснены только вмешательством направляющих импульсов, психических по своей природе, неотделимых от физического и первичных но отношению к нему. Эти импульсы создают творч. направленность изменений, физич. упорядоченность и активное напряжение процессов жизни, проявляя свое господство посредством генных мутаций и каких-то молекул нервных клеток. Предполагается, что эти психич. импульсы возникают в недрах атомов. Атому приписываются свойства монады, окруженной физич. полем, в к-ром и проявляются непосредственно самые простейшие творч. импульсы, выражающие созидат. цель каждой монады. Рациональный момент этой концепции состоит в том, что она привлекла внимание к реально существующим формам биологич. процессов усиления, играющих чрезвычайно важную роль во всех проявлениях регулирования, отображения и программирования клеточных и надклеточных реакций живого. В наст. время процессы усиления регулирования плодотворно исследуются в теории автоматов и бионике, а также в работах, посвященных применениям теории информации в биологии (У. Эшби, 1949; А. А, Ляпунов, 1964).
Менее значит. влияние оказали концепции органического механицизма (А. Уайтхед, 1914; впоследствии эта концепция слилась с органицизмом), м н е м и з м а (Блёйлер, 1920) или мнемонизма (Э. Риньяно, 1920, и многочисленные другие выступления), доктрина уровней (Конгер, 1924; Крикориен, О. Рейзер).
Лит.: Холличер В., Природа в науч. картине мира, пер. с нем., М., 1960; Богомолов А. С., Идея развития в бурж. фицософии XIX и XX веков, М., 1962; Афанасьев В. Г., Проблема целостности в философии и биологии, М., 1964; Вессель Г., Вирусы – чудо – противоречия, пер. с нем., М., 1965; Кремянский В. И., К теории осн. структурных уровней..., М., 1966 (автореф. канд. дисс); Haildanе J. S., The new physiology and other addresses, Phil., 1919; его же, The philosophy of a biologist, 2 ed., Oxf., 1936; Ritter W. ?., Unity of the organism or the organismal conception of life, v. 1–2, Boston, 1919; Whitehead A. W., Concept of nature, N. Y., 1920; Sellars R. W., Evolutionary naturalism, Chi., 1922; его же, L'hypothese de l'emergence, "Rev. de Metaphysique et de Morale", 1933, v. 40, No 3; Conger G. P., The doctrine of levels, "J. Philosophy", 1925, v. 22, No 12; Rignano ?., Biological memory, N. Y., 1926; Mоrgan с. L., Emergent evolution, L., 1927; Ritter W. E., Bailey Edna, Organismal conception..., Berkeley, 1928; Herriсk с. J., Mechanism and organism, "J. Philosophy", 1929, v. 26, No 22; Woodger J. H., Biological principles, ?. Y., 1929; Needham J., Sceptical biologist, N. Y., 1930; Bleuler ?., Mechanismus – Vitalismus – Mnemlsmus, В., 1931; Bertalanffy L. von, Theoretische Biologie, Bd 1–2, В., 1932–42; его же, Problems of life, N. Y., 1952; Smuts J. Сh., Holism and evolution, ?. ?., 1936; Wheeler W. M., Essays in philosophical biology, Camb., 1939; Lillie R. S., General biology and philosophy of organism, Chi., 1945; ?ovikoff А. В., The concept of integrative levels and biology, "Science", 1945, v. 101, No 2618; Russell E. S., Directiveness of organic activity, N. Y., 1945; Meyer ?biсh ?. von, Geistesgeschichtliche Grundlagen der Biologie, Stuttg., 1963; Glad D. D., "Mind" as an organismic integration, в кн.: Theories of the mind, L.–N. Y., 1962; Glass В., The relation of the physical sciences to biology, в кн.: Philosophy of science, v. 1, N. Y.–L., 1963; General systems. Yearbopk of the society for general systems research, v. 1–11, Ann, Arbor–Michigan, 1956–66.
В. Кремянский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1716
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • «СРЕДНЕГО» И «НОВОГО СРЕДНЕГО КЛАССА» ТЕОРИИ
  • ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • Когнитивные теории эмоций (cognitive theories of emotion)
  • МАССОВОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • ОБЩЕСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ТЕОРИИ
  • ОБЩЕСТВА МАССОВОГО ТЕОРИИ
  • ОРГАНИЗМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
  • ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • Системы и теории (systems and theories)
  • ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА
  • ТЕОРИИ МОДЕРНИЗАЦИИ
  • ТЕОРИИ ОРГАНИЗМИЧЕСКИЕ
  • ТЕОРИИ ТЕХНОКРАТИИ
  • Теории игр
  • Теории научения (learning theories)
  • Теории сна (theories of sleep)
  • Теории сновидений в древности (ancient theories of dreams)
  • Теории социального научения (social learning theories)
  • Типовые теории личности
  • ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ
  • ЭГОИЗМА ТЕОРИИ
  • ЭЛИТЫ ТЕОРИИ
  • вера в теории познания и философии науки
  • выбор теории
  • интерпретация научной теории
  • концепция уровней построения движений
  • обмена теории
  • уровней обработки теория
  • уровней построения движения концепция



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь