|
СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛАСЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА богословская школа при Сен-Викторском аббатстве (abbayc de Saint-Victor) каноников-августинцев, существовавшем в Париже с 1113, междунар. центр ортодоксально-католич. философии в 12 в. Основатель С.-В. ш.— Гильом из Шампо (ок. 1068—1121), представитель крайнего реализма, противник Абеляра. Общая атмосфера С.-В. ш. определена традициями ср.-век. мистики, восходящими к Августину и отчасти к Псевдо-Дионисию Ареопагиту, но получившими новый импульс от Бернара Клерво-ского. Некоторые деятели С.-В. ш. выступали во имя этих традиций против схоластич. рационализма как такового (трактат Вальтера Сен-Викторского «Против четырёх лабиринтов Франции», где под «лабиринтами» подразумеваются системы Абеляра, Жильбера Порре-танского, Петра Ломбардского и Петра Пуатевинского). Однако виднейшие мыслители С.-В. ш.— Гуго Сен-Викторский (ок. 1096—1141) и Ришар Сен-Викторский (ум. 1173) — стремились к созданию мистики и рационализма в духе ср.-век. платонизма на основе принципов Ансельма Кентерберийского (постановка вопроса о «необходимых логич. основаниях» даже «таинств веры», но при подчинении разума вере). Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957; Dumeige G., Richard de St.-Victor et l'idee chretienne de Гатоиг, Р., 1952; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2 B., 1957. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА богословская школа при Сен-Викторском аббатстве (abbaye de Saint-Victor) каноников-августинцев, существовавшая в Париже с 1113. Оберегала традиции схоластической мистики, восходящие к Августину, но получившие новый импульс от Бернара Клервоского. Виднейшие представители этой школы – Гуго Сен-Викторский (ок. 1096-1141) и Ришар из Сен-Виктора (ум. 1173) – стремились к созданию мистики и рационализма в духе средневекового платонизма на основе постановки вопроса о необходимых логических основаниях даже таинств веры, но при подчинении разума вере. Философский энциклопедический словарь. 2010. СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА богословская школа при монастыре св. Виктора в Париже, крупнейший центр реакц., ортодоксально-мистич. направления ср.-век. философии. Была основана ок. 1110 Гильомом из Шампо, представителем крайнего реализма, в ходе развернувшейся во Франции острой идейной борьбы с целью противодействия прогрессивному направлению ранней схоластики (см. также Абеляр). Для представителей С.-В. ш. характерна враждебность аристотелизму и рационали-зирующей схоластике, доходящая до крайнего ожесточения у Готье Сен-Викторского (ум. после 1180). Мистич. философия С.-В. ш. явилась продолжением мистич. идей Августина и Бернара Клервоского о сверхъестеств. озарении человеч. души (illuminatio). Вместе с тем, не будучи в силах совсем отвергнуть познават. способности разума, игнорировать возрастающую роль логич. мышления, пробуждаемого потребностями растущих в эту пору городов, С.-В. ш., гл. обр. Гуго Сен-Викторский и Ришар Сен-Викторский, в отличие от крайнего мистицизма Бернара Клервоского, пытались соединить мистику с элементами логики и выработать своеобразную мистико-схоластич. систему. Согласно ей, бог в своей сущности непознаваем, он принадлежит к истинам, стоящим выше разума, и адекватно не может быть ни мыслим, ни определен; разуму же доступны только явления. Отсюда учение о трех ступенях познания: эмпирической, рассудочной и высшей – созерцательной, к-рым соответствуют три раздельные объекта познания: чувств. мир, духовный мир человека и бог. Только сверхъестеств. озарение может вести к постижению высшей истины. При этом спекулятивное мышление не отвергалось, но допускалось лишь как подчиненное средство при главенстве веры и экстатич. созерцания. В истолковании мироздания как творения бога мистики-схоластики С.-В. ш. склонялись к неоплатонич. идее Августина о божеств. мыслях как первичных причинах, лежащих в основе всего сущего. Идеи С.-В. ш. оказали влияние на дальнейшее развитие ср.-век. мистич. философии. Лит.: Вертеловский А., Зап. ср.-вековая мистика и отношение ее к католичеству, вып. 1, X., 1888; Сидорова ?. ?., Очерки по истории ранней гор. культуры во Франции, М., 1953; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-вековой философии, М., 1957; Grabmann ?., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1–2, Freiburg im Breisgau, 1911; neue Ausg., Bd 1–2, В., 1956; Gilson ?., History of Christian philosophy in the middle ages, [Toronto], 1955. С. Стам. Саратов. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА — богословская школа при Сен-Викторском аббатстве каноников-августинцев, существовавшем в Париже с 1113; международный центр ортодоксально-католической философии в 12 в. Основатель школы — Гильом из Шампо (ок. 1068—1121), представитель крайнего реализма, противник Абеляра. Общая атмосфера школы оп ределена традициями средневековой мистики, восходящими к Августину и отчасти к Псевдо-Дионисию Ареопагиту, но получившими новый импульс от Бернарда Клервоского. Некоторые деятели школы выступали во имя этих традиций против схоластического рационализма как такового (трактат Вальтера Сен-Викторского “Против четырех лабиринтов Франции”, где под “лабиринтами” подразумеваются системы Абеляра, Гильберта Порретанского, Петра Ломбардского и Петра Пуатевинского). Однако виднейшие мыслители — Гуго СенВикторский (ок. 1096—1141) и Ришар Сен-Викторский (ум. 1173) — стремились к созданию мистики и рационализма в духе средневекового платонизма на основе принципов Ансельма Кентерберийского (постановка вопроса о “необходимых логических основаниях” даже “таинств веры”, но при подчинении разума вере). Лит.: LenglanM. La theorie de la contemplation mystique dans l'oeuvre de Richard de Saint-Victor. P., 1935; DumeigeG. Richard de Saint-Victor et l'idee chretienne de l'amour. R, 1952; ChalilionJ. De Guillaume de Champeaux a Thomas Gallus: Chronique d'histoire litteraire et doctrinale de l'ecole de Saint-Victor.— “Revue du moyen Bge latin”, 8, 1952; Baron R. L'Influence de Hugues de Saint-Victor.— “Recherches de theologie ancienne et medievale”, 22, 1955; Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd. 2. В., 1957; Chenu M. D. Civilisation urbaine et theologie: L'Ecole de Saint-Victor au XIIe siecle.— “Annales: Economies, societes, civilisations”, 29, 1974; EvansG. R. Old Arts and New Theology: The Beginning of Theology as an Academic Discipline. xf., 1980; FenvoloS. C. The Origin of the University: The Schools of Paris and their critics. 1100—1215. Stanford (California), 1985. С. С. Аверинцее Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|