ВОЛЬФОВСКАЯ ШКОЛА


ВОЛЬФОВСКАЯ ШКОЛА
    ВОЛЬФОВСКАЯ ШКОЛА — группа немецких философов сер. 18 в., последователей и сторонников рационалистической метафизики Хр. Вольфа. Наиболее значительные представители: Г.Б.Бильфингер (1693—1750), введший в оборот понятие “лейбнице-вольфовская философия”, вызвавшее возражение самого Вольфа; Л.Ф.Тюммиг (1697—1728), впервые выделивший онтологию в самостоятельную и основную часть системы метафизики; И.Хр.Готтшед (1700—76), крупнейший поэт и теоретик классицизма, первый историк вольфовской школы; Ф.Хр.Баумейстер (1707—62), автор наиболее популярных учебников по метафизике и логике, которыми пользовался Кант для чтения лекций; М Кнутцен (I713—51), университетский учитель Канта; А.Г.Баумгартен (1714—62), основоположник эстетики как особой философской дисциплины; Г. Ф. Мейер (1718-77); И. А. Эберхард (1738-1809) и др. Влияние вольфианства в той или иной степени сказалось на творчестве многих крупнейших деятелей немецкого Просвещения, философов, ученых, публицистов, педагогов и т. д.
    В 1736 в Берлине был создан “Клуб вольфовской философии”, насчитывавший более 100 членов; к этому времени сторонники Вольфа уже возглавляли кафедры большинства немецких университетов, сделав его философию основой национальной системы образования. Вольфианцам принадлежит важная роль в деле пропаганды достижений западноевропейской философии и науки, распространения просветительских идей в различных областях общественной, политической и культурной жизни Германии, в развитии немецкого философского и литературного языка, борьбе со схоластической ученостью, ханжеской и ригористической моралью пиетизма и т. д.
    Менее значимы заслуги вольфианцев в плане выработки новых идей или развития собственно философского наследия своего учителя. Разрабатывая отдельные разделы философии Вольфа (прежде всего онтологии, эмпирической психологии, учения о предустановленной гармонии), вольфианцы вносили в нее незначительные дополнения и уточнения, улучшая форму изложения и язык, чтобы сделать ее более доступной и популярной. Выдвижение на первый план образовательных, просветительских и нравственно воспитательных задач вело к тому, что метафизика Вольфа приобретала все более поверхностный, рассудочно-назидательный и эклектический характер, становясь набором плоских истин и поучений. Своего апогея этот процесс достиг в т. н. “популярной философии” поздних немецких просветителей, сплотившихся вокруг X. В. Николаи (1733—1811), известного берлинского издателя многотомной “Всеобщей немецкой библиотеки” и многочисленных журналов и научно-популярных ежегодников.
    Значительным достижением вольфовской школы было развитие эстетической теории как особой логики чувственности, которая рассматривалась не как “низшая” ступень познания, а как самостоятельная и особая способность души. Ее деятельность связана со специфическим чувством (Gefuhl) удовольствия или неудовольствия, возникающего при восприятии вещи, со способностью субъекта оценивать ее с учетом испытываемого при этом ощущения приятного или нравящегося, гармоничного, красивого и т. д. Анализ чувства удовольствия позволил Баумгартену, Мейеру, И. Г. Зульцеру и другим представителям вольфианства разработать принципы эстетики как учения о способности к эстетической оценке или суждениям вкуса (Geschmacksuneil), науки о прекрасном и возвышенном, о правилах красоты как “явившегося совершенства”, о формах художественной деятельности и поэтического воображения, о гении как субъекте эстетического творчества, создать основы теории поэтики и искусства, классификации жанров и т. п.
    Важное историко-философское значение имели дискуссии как внутри вольфовской школы, так и с ее многочисленными оппонентами и противниками по поводу традиционных проблем рационалистической метафизики, выявившие ее внутреннюю противоречивость, особенно в поздних латинских работах самого Вольфа и ряда его учеников, которые довели панлогические и онтотеологические тенденции его системы до абсурдных попыток выведения всех свойств действительного мира, его случайных вещей и событий из их логической мыслимости и возможности и т. п. Все это превращало вольфианство в бессодержательную схоластику, в систему абсолютного детерминизма и фатализма, основанную на принципе совпадения или “гармонии” логического и реального, мыслимого и существующего, что в конечном счете привело к острому кризису метафизики, но вместе с тем стимулировало поиски путей и методов его преодоления у немецких мыслителей сер. 18 столетия: Хр. А. Крузия, И. Г. Ламберта, И. Н. Тетенса и др. Будучи непосредственными предшественниками и современниками Канта, они своей полемикой с вольфианцами во многом подготовили почву для возникновения кантовского критицизма.
    Соч.: Gottsched J. Chr. Erste Grunde der gesammten Weltweisheit. Lpz., 1734; Ludovici K. G. Ausfuhrlicher Entwurf einer vollstandigen Historie der Wolffschen Philosophie, 3 Bd. Lpz., 1736—37; Hwmmig L. Ph. Institutionis Philosophiae Wolfiianae. Francofoni et Lipsiae, 1725—26; Eberhard J. A. Allgemeine Theorie des Denkens und Empfindens. B., 1776; рус. пер.: Баумейстер Ф. Хр. Логика. М., 1760 (1787, 1807, 1823); Он же. Метафизика. М., 1764 (1789, 1808); Он ж-е. Наставление любомудрия... Львов, 1790; Он же. Нравоучительная философия... СПб., 1783 (1788); Он же. Физика... М., 1785.
    Лит.: Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962; Жучков В. А. Из истории немецкой философии XVIII века. Предклассический период (От вольфовской школы до раннего Канта.). М., 1996; Он же. Философия немецкого просвещения,— В кн.: История философии: Запад—Россия—Восток, кн. 2: Философия XV— XIX вв. М., 1996; Шпет Г. История как проблема логики. М,, 1916; Он же. Рационализм восемнадцатого века. Фрагменты второй главы книги “История как проблема логики”.—В кн.: Философский век. Альманах 3. Христиан Вольф и русское вольфианство. СПб., 1998; Albrecht W. Deutsche Spataufldatung. Halle-Wittenbeig, 1987l Aufklarung—Gesellschaft—Kritik. Studien zur Philosophie der Aulklarung (l). B., 1985; Beck L. W. Early German Philosophie. Kant and His Predecessors. Cambr. (Maas.), 1969; Brockdorf Cay von. Die deutsche Aufklarungsphilosophie. Munch., 1926; Bruggemann F. Das Weltbild der deutschen Aufklarung. Lpz., 1930; CassirerE. Die Philosophie der Aufklarung. Tab., 1932; Christian Wollt als Philosoph der Aulklarung in Deutschland. Wissenschaftliche Beitrage. Halle Wittenberg, t. 37, Haale/Saale, 1982; Die Philosophie der deutschen Aufklarung. Texte und Darstellungen, hrsg. von R. Ciafardone. Stuttg., 1990; Moller H: Aufklarung in Preussen. Der Verleger, Publizist und Geschichtsschreiber Friedrich Nicolai. B., 1985; Put!. P. Die deutsche Aufklarung. Darmstadt, 1978; Schneiders W. Die wahre Aufklaung. Zum Selbstveistandnis der deutschen Auflkarung. Freiburg—Munch., 1974; Uber den Prozess der Aufklarung in Deutschland in 18. Jahrhudert. Personen, Institutionen und Medien. Gott., 1987; Windt M. Die deutsche Schulmetaphysik des 17. Jahrhunderts. Tub., 1945. См. также лит. к ст.: Баумгартен, Мр. Вольф, Кнутцен, Просвещение.
    В. Л. Жучков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1438
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • List der Vernunft
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • Гендер как культурный символ
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • красота как методологический принцип познания
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психическое как процесс
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь