|
РЕВОЛЮЦИЯРЕВОЛЮЦИЯ (от позднелат. revolutio — поворот, переворот), глубокое качественное изменение в развитии к.-л. явлений природы, общества или познания (напр., геологич. Р., пром. Р., научнотехническая революция, культурная революция, Р. в физике, Р. в философии и т. д.). Наиболее широко понятие Р. применяется для характеристики обществ. развития (см. Революция социальная). Понятие Р. — неотъемлемая сторона диалектич. концепции развития. Оно раскрывает внутр. механизм закона перехода количественных изменений в качественные. Р. означает перерыв постепенности, качеств. скачок в развитии. Р. отличается от эволюции — постепенного развития к.-л. процесса, а также от реформы, находясь с ней в сложном соотношении, характер крого определяется конкретно-историч. содержанием самой Р. и реформы. II социальная, способ перехода от исторически изжившей себя общественноэкономической формации к более прогрессивной, коренной качеств. переворот во всей социально-экономич. структуре общества. На ранних стадиях истории общества (переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному) Р. происходила преимущественно стихийно и складывалась из совокупности спорадических, в большинстве случаев локальных массовых движений и восстаний. При переходе от феодализма к капитализму Р. приобретает черты общенац. процесса, в котором всё большую роль играет сознат. деятельность политич. партий и организаций (см. Буржуазная революция). В эпоху перехода от капитализма к социализму развёртывается мировой революц. процесс, в котором сознательная политич. деятельность передового класса становится необходимым условием развития и победы Р. Наиболее полное своё выражение Р. находит в социалистич. революции, которая освобождает общество от всех форм эксплуатации и угнетения, кладёт начало становлению коммунистич. формации, где, по словам К. Маркса, «... социальные эволюции перестанут быть политическими революциями» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 185). Экономич. основа Р. — углубляющийся конфликт между ростом производит. сил общества и устаревшей, консервативной системой производств. отношений, К-рый проявляется в обострении социальных антагонизмов, в усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетёнными классами. Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производств. отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил Р. Р. никогда не является плодом заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она может возникнуть только в результате объективных перемен, приводящих в движение массовые силы и создающих революционную ситуацию. Первым актом социальной Р. является Р. политическая, т. е. завоевание гос. власти революц. классом. Вопрос о власти — главный вопрос всякой Р. «Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса,— отмечал В. И. Ленин, — есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практическиполитическом значении этого понятия» (ПСС, т. 31, с. 133). Р., будучи исторически необходимой, выступает в то же время как открытая и наиболее острая классовая борьба, которая может принимать самые разнообразные формы. Она развивается в противоборстве с контрреволюцией. Объективные потребности обществ. прогресса в конечном счёте предопределяют победу Р. Однако на каждом конкретном этапе исход противоборства не однозначен и зависит от реального соотношения классовых сил, от зрелости субъективного фактора Р., от способности и готовности революц. классов и политич. партий к решению встающих перед ними задач. В тех случаях, когда массовые революц. силы недостаточно организованы и не готовы к решению объективно назревших революц. задач, Р. может приобрести верхушечный характер [напр., турецкая (1908) и португальская (1910) бурж. Р.]. Верхушечная Р. не последовательна, половинчата и обычно заканчивается классовым компромиссом. Основоположники марксизма-ленинизма решительно выступали против доктринёрских представлений, согласно которым Р. является автоматич. результатом роста производит. сил и осуществляется лишь тогда, когда само объективное развитие гарантирует стопроцентный успех без упорной борьбы, без потерь, без риска временных поражений. Активная и самоотверженная деятельность массовых сил Р. — решающий фактор её успешного развития и победы. Вопрос о роли Р. в обществ. развитии является предметом острой идеологич. борьбы. Представители бурж. «социологии революции» утверждают, будто Р. как форма социального развития неэффективна и бесплодна, связана с колоссальными «издержками», во всех отношениях уступает эволюционным формам развития. Вслед за бурж. идеологами роль Р. в историч. процессе отрицают или преуменьшают теоретики реформизма и правого ревизионизма. С др. стороны, представители мелкобурж. левацкого экстремизма отрицают объективные закономерности революц. процесса и считают, что революц. авангард, «активное меньшинство», в любых условиях может осуществить Р. Обобщая историч. опыт, марксистско-ленинская теория доказывает, что Р. являются могучим двигателем обществ. и политич. прогресса. К. Маркс называл Р. «локомотивами истории» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, с. 86). Великая историч. роль Р. состоит в том, что они устраняют преграды с пути обществ. прогресса. Р. означает гигантский скачок в обществ. развитии, переход к новым, более прогрессивным формам социальной жизни. Особенно велика в истории человечества роль Р. рабочего класса, начало которой положила Великая Октябрьская социалистич. революция. Она открыла эпоху перехода человеч. общества от капитализма к социализму. Ю. Л. Красин. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. РЕВОЛЮЦИЯ (от позднелат. revolutio – поворот, переворот) 1) переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; 2) внезапное, насильственное изменение существующего общественно-политического строя – в противоположность эволюции, постепенному изменению. Философский энциклопедический словарь. 2010. РЕВОЛЮЦИЯ (франц. revolution, от позднелат. revolutio – переворот) – качеств. изменение, коренной переворот в социальной жизни, обеспечивающий поступательное, прогрессивное развитие. Следует различать Р. как общественно-политич. переворот, охватывающий весь социальный организм, и Р. как качеств. изменение отд. сфер социальной жизни. Р. является проявлением скачка в обществ. развитии (см, также ст. Переход количественных изменений в качественные). Общественно-политич. переворот, будучи социальной Р., необходимым образом связан с господством частной собственности на средства произ-ва и классовыми антагонизмами. Вызревая на основе экономич. противоречий и выступая как наивысшее проявление борьбы классов, социальная Р. обеспечивает поступат. преобразование социально-экономич. структуры общества. В этом плане социальная Р. противоположна контрреволюции, представляющей собой регрессивное, попятное движение в социальном развитии, временно реставрирующее, укрепляющее отжившие обществ. порядки. Как радикальное, качеств. изменение существующих условий и структуры социальной жизни, Р. отличается от эволюции, т.е. постепенного изменения тех или др. сторон обществ. жизни. Р. отличается и от реформы, находясь с ней в сложном отношении, определяемом классовой сущностью самой Р. и реформы. Р. как качеств. изменение отд. сторон социальной жизни вызревают в результате постепенного накопления и обострения противоречий обществ. развития, в результате крупнейших открытий и изобретений. Подобные Р. (в технике, естествознании, философии и т.д.) означают существенную коренную ломку сложившихся принципов, представлений, концепций и проявляются в перестройке соответствующих сфер социальной жизни. Напр., совр. общество – и социалистическое и капиталистическое – переживает научно-техническую революцию, поскольку происходит качеств. перестройка научно-технич. базиса произ-ва, вызванная новейшими достижениями науки и техники. Развитие культуры и науки тоже знает свои Р.: культурные революции в социалистич. странах; в естествознании, вызываемые фундаментальными открытиями; в сфере обществ. знаний, напр. революц. переворот, совершенный в обществ. науках Марксом и Энгельсом. Такого рода Р. не всегда связаны необходимым образом с обществ. антагонизмами; они имели место до сих пор, сохранятся они и в будущем, поскольку в бесклассовом обществе также будут коренные изменения в научно-технич. основе общества, его культуре, науч. знаниях. Науч. раскрытие сущности социальной Р. впервые дал марксизм. Маркс, Энгельс и Ленин показали, что со времени возникновения частной собственности и раскола общества на антагонистич. классы вплоть до перехода к социализму человечество поднимается от одной общественно-экономич. формации к другой, проходя сквозь горнило социальных Р. Каждый тип социальной Р. имеет специфич. черты, обусловленные уровнем экономич., политич. и идеологич. развития общества, объективным содержанием революц. процесса, характером борющихся классов, их орг-ций и их сознательностью. Переход от первобытнообщинного строя к рабовла-дельческому (или феодальному) является социальным переворотом, но, поскольку это был переход от бесклассового общества к классовому, он не имел мн. черт социально-политич. Р. (классы только зарождались, и поэтому не стоял вопрос о смене классового господства и др.). Специфич. взаимосвязь внутр. и внешних факторов, обусловивших гибель рабовладельч. строя, наложила свою печать и на этот первый тип социально-политич. переворота (см. Рабовладельческая формация). В развитом виде Р. выступает при низвержении феодализма, а также при крушении капитализма. При этом существуют глубочайшие качеств. различия буржуазной революции и социалистической революции. По своему происхождению социально-политич. Р. – естеств. результат развития общества, основанного на частной собственности и классовых антагонизмах. Развертывание Р. обусловлено состоянием всего общества, совокупностью внутр. и внешних причин, взаимодействием объективных и субъективных факторов и становится возможным лишь при наличии революционной ситуации. Совершая Р., передовые силы открывают обществу путь в будущее, а сама Р. выступает как "локомотив истории". Социальная Р. – сложный процесс, охватывающий все сферы обществ. жизни; важнейшими взаимосвязанными сторонами этого процесса являются экономич. основа Р., ее движущие силы, вопрос о гос. власти, характер осуществляемых социально-экономич. преобразований. Экономич. основу социальной Р. составляют противоречия способа произ-ва материальных благ. "На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 7). При переходе от одной общественно-экономич. формации к другой историч. роль социальной Р. в том и состоит, чтобы разрушить господствующие производств. отношения как устаревшие, тормозящие обществ. развитие, и утвердить новые, соответствующие характеру производит. сил, обеспечивающие их быстрое развитие. Поскольку в ходе истории классового общества развитие производит. сил на определ. этапе вступало в противоречие с рабовладельческой, затем феодальной, наконец, буржуазной частной собственностью на средства произ-ва, осн. типы социальных Р. соответствуют этим переходам от формации к формации, причем особое место среди них занимает социалистич. Р., призванная упразднить частную собственность, перестроить все стороны обществ. жизни на новых, социалистич. началах. Однако даже при учете только экономич. основ переворота все многообразие социально-политич. Р. не может быть сведено к этим трем осн. типам. Во-первых, известны Р., имевшие своей экономич. основой противоречие между развитием производит. сил и определ. сторонами господствующих производств. отношений. Подобные Р. не выводят за рамки данной общественно-экономич. формации, хотя и вносят существ. изменения в систему производств. отношений, ведут к перераспределению существующей собственности. Примером могут служить франц. бурж. Р. 19 в., развертывавшиеся в границах капиталистич. формации. Во-вторых, в 20 в. протекают Р., имеющие своей основой не одно, а два разнородных, хотя и взаимосвязанных, противоречия: с одной стороны, противоречие между развитием производит. сил и отжившими феод. или полуфеод. Производств. отношениями, с другой – противоречие между интересами нац. экономич. развития и гнетом иностр. монополистич. капитала. Таковы народно-демократические революции в Европе и Азии; нац.-демократич., антиимпериалистич., антифеод. революции в ряде стран Азии и Африки и др. В-третьих, в совр. обстановке, в условиях распада колониальной системы империализма развертываются Р., в основе к-рых лежит специфич. противоречие между развитием нац. производит. сил и засильем иностр. империализма. Именно такими являются национально-освободительные революции в странах Азии, Африки и Лат. Америки. Сложное переплетение различных обществ.-экономич. укладов в жизни той или иной страны, особенности ее междунар. положения предопределяют большое разнообразие экономич. основ социальных Р., тех обществ. противоречий, к-рые приводят в движение самые разнородные классовые силы. Движущие силы Р. – это классы, социальные группы и слои, осуществляющие социальный переворот. Состав движущих сил Р. обусловлен ее экономич. основой. В разрешении возникшего конфликта в данном способе произ-ва, в устранении старых производств. отношений и замене их новыми заинтересованы передовые классы общества, громадное большинство его, ибо углубление и обострение этого противоречия ведет к ухудшению экономич. положения нар. масс. Хотя состав и степень участия движущих сил Р. определяется ее экономич. основой, он зависит и от др. факторов (сознательности угнетенных классов, их организованности) и потому имеет по отношению к экономич. основе известную самостоятельность. Во-первых, не в каждой социальной Р. все классы, объективно заинтересованные в ее победе, выступают в качестве ее движущих сил. Так, во франц. революции 1871, имевшей социалистич. направленность, создавшей Парижскую Коммуну как форму диктатуры пролетариата, трудящееся крестьянство практически не приняло участия, хотя объективно его интересы могли быть удовлетворены именно на путях социалистич. переустройства общества. Во-вторых, классы, осуществляющие Р., могут выступать с большей или меньшей активностью, более или менее самостоятельно. В том случае, если широкие массы народа не являются активными участниками борьбы, переворот приобретает характер "верхушечной" Р. (напр., турецкая революция 1908, иракская революция 1958), если же глубочайшие обществ. "низы" активно участвуют в событиях и накладывают на ход борьбы отпечаток своих собств. требований, Р. обретает вид народной революции (напр., рус. революция 1905–07, кубинская революция 1959). Чем глубже назревшее социальное преобразование, тем шире непосредств. участие в нем масс населения. От одного типа социальной Р. к другому неуклонно возрастала сложность революц. задач и одновременно умножалось число творцов социального переворота. В Р., совершаемой различными социальными группами, один из классов, составляющих движущие силы, выступает руководителем, гегемоном. Это – наиболее сознательный и организованный класс, руководимый партией политической и сплачивающий вокруг себя подавляющую часть революц. сил. Обычно класс-гегемон по своему объективному положению является носителем того социального идеала, тех обществ. отношений, к-рые призвана утвердить данная Р. Но возможно и иное положение: поскольку гегемония завоевывается наиболее последоват. и решит. революц. действиями, гегемоном Р. может стать класс, чей социальный идеал еще не осуществляется в данной Р. Так, гегемоном обеих бурж.-демократич. Р. 1905–1907 и Февральской 1917 в России был пролетариат, а не буржуазия, больше боявшаяся решит. победы Р., чем ее поражения. Активные сознат. выступления классов, составляющих движущие силы Р., против существующего строя, – важнейшая черта развивающейся Р., ибо без этого ни обострение экономич. противоречий, ни наличие объективных предпосылок революц. переворота, выражающееся в революц. ситуации, еще не означают Р. Именно активная сознат. деятельность вооруженных революц. теорией масс обусловливает то, что стихийный процесс развития уступает место сознательному, обществ. эволюция – социальной Р. Для победы Р. недостаточно воли и желания большинства народа, тех или иных активных действий масс. На защите старой формы собственности, своих прав и привилегий стоит господствующий класс, к-рый поддерживают его союзники, а также вооруж. сила гос-ва. Чтобы сломить сопротивление этих реакц. обществ. сил, необходимо свергнуть защищающую их гос. власть и утвердить власть революц. классов. Вопрос о гос. власти – осн. вопрос Р. "Переход государственной власти из рук одного в руки другого к л а с с а есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия" (Ленин В. И., Соч., т. 24, с. 24–25). Борьба за социальный переворот неизбежно приобретает форму классовой борьбы за гос. власть, к-рая является орудием сохранения или преобразования существующих обществ. отношений. Поэтому Р. всегда выступает как результат классовой борьбы, протекающей в самых разнообразных формах. Р. представляет собой высшую точку классовой борьбы между прогрессивными и реакц. силами, когда обществ. антагонизмы разрешаются путем свержения отжившего и утверждения нового строя. Развитие социальной Р., в зависимости от соотношения борющихся сил, может осуществляться либо немирным путем (посредством вооруж. восстания и гражд. войны), либо мирным путем, когда победа революц. сил достигается без кровопролития. Как показывает историч. опыт, Р. могут происходить в условиях войны, но Р. и война не связаны необходимым образом. Обстановка мирного сосуществования гос-в с различным обществ. строем, борьба за мир способствуют сплочению революц. и демократич. сил. Те классы, к-рые являются движущими силами Р. и создают новую надстройку, причем, как правило, именно класс – носитель исторически новой для данной страны формы производств. отношений и приходит к власти в результате победы Р. Это и определяет в конечном счете ее социальное содержание. Но и здесь нет автоматизма: подобно тому, как классовый состав движущих сил имеет относит. самостоятельность по отношению к экономич. основе Р., так и классовая сущность устанавливаемой власти относительно самостоятельна по отношению к движущим силам Р. Во-первых, у революц. классов может оказаться недостаточно сил, чтобы добиться решит. победы, тогда и новая гос. власть, отражая эту непоследовательность, половинчатость переворота, попадает в руки социальных групп, стремящихся к компромиссу с реакц. силами (так было, напр., во время Р. 1848 в Германии). Во-вторых, в результате решит. борьбы революц. масс к власти могут прийти социальные группы, стремящиеся к наиболее радикальным преобразованиям, для осуществления к-рых еще не сложились необходимые объективные и субъективные условия. Раньше или позже подобные социальные группы, если им не удается опереться на новый подъем Р., уступают место правым силам, что знаменует начало "нисходящей" линии развития социальной Р. (напр., Р. 1789–1794 во Франции). В-третьих, в тех странах, где не разрешены классовые противоречия различных ступеней историч. развития, возникает возможность последоват. социальных преобразований, в ходе Р. к власти может прийти класс, чей социальный идеал должен осуществиться не в данной, а в последующей Р. Если налицо необходимые предпосылки, то революц. преобразования приобретают вид "перманентной" революции: радикальное завершение задач ближайшей Р. перерастает в новую социальную Р. (по этому пути большевики стремились развивать бурж.-демократич. революции в России, так развертывались народно-демократич. революции в ряде стран Европы и Азии). Социально-экономич. преобра-з о в а н и я – решающий итог победоносной Р. Установление новой власти отнюдь не представляет собой самоцели революц. борьбы, это, – лишь гл. условие, важнейшее средство революц. преобразования обществ. жизни. Именно при помощи гос. власти новый класс (классы) получает возможность окончательно сломить сопротивление отживших обществ. групп, отменить законы, охранявшие старый строй, расчистить дорогу для развития обществ. отношений. Экономич. преобразования, осуществляемые Р., наряду с классовой природой ее движущих сил, их гегемона и характером установленной власти определяют в своей совокупности социальное содержание Р., ее тип, ее историч. место в развитии общества. Развертывающиеся в совр. эпоху перехода от капитализма к социализму революц. преобразования, начало к-рым положила Октябрьская социалистич. революция, имеют своим ядром социалистич. Р., а своим гл. опорным пунктом – мировую социалистич. систему, к-рая превращается в решающий фактор обществ. развития. Под определяющим воздействием успехов мирового социализма, в результате нац.-освободит. Р., завершается разрушение колониальной системы империализма. Развитие революц. процессов в освободившихся странах обогащает историч. материализм опытом осуществления нац.-освободит. антиимпериалистич. Р.; нац.-демократич. антифеод. антиимпериалистич. Р.; опытом некапиталистич. развития, представляющего собой революц. преобразования, ведущие к социализму, минуя капитализм и даже феодализм. Все революц. силы современности: мировая социалистич. система, революц. рабочее движение капиталистич. стран, нац.-освободит. движение – расшатывают устои империализма, устои эксплуататорского общества и составляют в своем развитии единый мировой революц. процесс, ведущий прямо или опосредованно к повсеместной замене эксплуататорского общества социализмом. Победа социализма и коммунизма во всемирном масштабе будет означать начало качественно нового этапа истории: ликвидация частной собственности на средства произ-ва и эксплуатации человека человеком навсегда устранит из жизни общества социальные антагонизмы. Как отмечал Маркс, с этого времени откроется новая полоса развития общества, в к-рой социальные эволюции перестанут быть политич. Р. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4, с. 185). См. также ст. Буржуазная революция, Народно-демократическая революция, Национально-освободительная революция, Социалистическая революция и лит. при этих статьях. А. Бутенко. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. РЕВОЛЮЦИЯ РЕВОЛЮЦИЯ (от позднелат. revolutio — поворот, переворот) — резкий всплеск, бурные возмущения движения, интервал взрывообразной активности какого-либо явления, в процессе и результате которого оно изменяет свои качественные, сущностные, целостные определенности. Революция — ключевое понятие теорий развития природы, общества, человека, познания (напр., революция в физике, в философии, в моде, революция научно-техническая, культурная и т. д.), означающее “скачок”, прерыв постепенности в изменениях, Преобразование сути, смену оснований и системного характера предмета в целом. Наиболее широко идея революции используется в познании социально-исторических процессов как ступеней обретения и раскрытия продуктивных сил и способностей человечества. Революция, совместно с реформой (несмотря на довольно сложные взаимосвязи между ними), представляет собой разновидность прогрессивного, эволюционного в широком смысле типа изменений, противостоящую изменениям консервативным, реакционным, регрессивным. В отличие от реформы революция есть наиболее концентрированное, максимально быстрое и глубокое обновление явления, открывающее ему небывалые до этого возможности самоосуществления, самобытия. Сам термин “революция” появился в 14 в. и означал тогда вращательное движение, хождение по кругу. Знаменитая работа Н. Коперника озаглавлена “Об обращении небесных тел” (De revolutionibus orbium coelestium, 1543; рус. пер. М.—Л., 1947). В политической философии 17 в. под революцией подразумевалась циклическая смена правителей или всей государственной элиты. Эвристическое значение революции как круговращения проясняется в контексте Становления научной картины мира Нового времени. “Революция” как сохранение (консервация, инерция) количества движения выводит существование тел из-под непрестанной опеки Бога, позволяет человеку предвидеть его последующие местоположения без Провидения. Бытие природных тел, за исключением творения и первотолчка, обретает автономию и постоянство в движении. С событий конца 18 в. во Франции складывается современное понимание революции как описания резких прорывов, радикальных переворотов, глубоко отделяющих предшествующее как старое, отжившее от текущего и будущего как нового, расцветающего настоящего. “Революция” сопрягается с идеями Прогресса, развития, включающего моменты отрицания, противоречий, скачков, отрицания отрицания, “снятия”, возврата якобы к старому в восхождении по спирали. В сложном, разнообразном взаимодействии с этими идеями понятие “революция” меняет свое основное значение на “сверхинерционность”: сохранение, вернее, константность движения отныне мыслится не в консервации, ав наращивании его количества путем смены ряда форм, в котором выделяется точка разрыва, поворот, равный радикальному перевороту. В общем это соответствует закону сохранения и превращения энергии во Вселенной. Философия марксизма с особой силой подчеркнула творческий характер революций как активности масс в развитии общества и государства: обновление человеческой жизни в пролетарской революции совпадает с ее самопорождением, чтобесповоротно исключает из мира естественного бытия Богатворца. В марксистской концепции исторического процесса революции — этоярчайшие и глубочайшие явления продуктивной активности людей, воплощающиеся гл. о. в коллективном действии в кризисные моменты предыстории. Революционные процессы рассматриваются в единстве двух направлений. В общем взгляде на причины и ход истории человечества революция есть способ перехода от одной общественно-экономической формации к другой, качественный скачок и обновление сущности в системной целостности общества, восходящего на более высокий уровень (виток) развития (см. Формации общественные). Предпосылки и “механика” такого преобразования, охватывающего “базис”, “надстройку” и “дух” человеческой жизни, классически описаны К. Марксом и Ф. Энгельсом. Вся история жизни общественной формации между революциями от ее рождения до ее смерти делится надвое: на восходящую, прогрессивную стадию и стадию нисходящую, консервативную. Кроме того, в марксистской теории революции особо подчеркивается фактическая и событийная сторона истории, прежде всего новой и новейшей. При анализе и оценке конкретных событий с точки зрения классовой борьбы возрастает значение собственно деятельностной стороны, поскольку учет и умение использовать быстроменяющийся баланс живых общественных сил позволяет ускорить или замедлить наступление объективно необходимых результатов, продлить или сократить и облегчить муки родов нового общественного строя. Складывание объективных и субъективных предпосылок революции, превращение общего кризиса в революционную ситуацию и перевод ее в развертывание собственно революции предстает как историческая задача, решение которой обусловлено возведением теории и практики революции в ранг искусства, в высший вид созидательное ти — коллективное творчество людьми самих себя и своих форм общежития. В социологии социальных изменений выделяются четыре основные концепции революции: поведенческая, психологическая, структурная и политическая. Первая, предложенная П. А. Сорокиным, определяет революцию как форму отклоняющегося поведения людей, вызванную репрессией врожденных (базовых) рефлексов. Неожиданно вырывающееся беснование орды сумасшедших мгновенно разрушает дисциплину, порядок и т. д. приобретенной цивилизованности. Но хаос революции лишь затрудняет удовлетворение их базовых потребностей, а взрывной расход ускоряет истощение энергетического запаса организма. Вновь возникающая тяга к порядку и истощенность жизненных ресурсов превращает массу в удобный материал для социальной “формовки” новым репрессором. В соответствии с этой концепцией всякую революцию завершают деспотия и тирания. Психологические теории революции концентрируют внимание на проблеме комплексных мотивационных ориентации. Самая влиятельная и наиболее разработанная из них — теория “относительной депривации” Дж. Девиса и Т. Герра. Суть дела не в самих по себе фактах нищеты и социальных лишений, а в осознании их несправедливости, которую невозможно более терпеть, несовместимости угнетения с естественным порядком и достоинством людей. Различаются три пути обострения чувства расхождения между ожиданием справедливого” по мнению людей, должного и сущим, которое может обернуться революцией; 1)нереализованность “пробудившихся надежд”, 2) падение реальных стандартов жизни при прежних ожиданиях, “революция отобранных выгод”, 3) период процветания, совместный рост улучшения жизни и надежд на будущее неожиданно разделяется, причем светлые ожидания продолжают расти, а реальные возможности успеха блокируются или поворачивают вспять, вызывая “революцию прогресса”. Альтернативные психологические теории исследуют революцию на макроструктурном уровне. Согласно им, причины революций следует искать в структурных ограничениях и напряженностях контекста групповых, классовых и национальных (интернациональных) отношений, а не в менталитете индивидов или их межличностных связях, в т. ч. не во взглядах и интересах завзятых революционеров. Успех революционных преобразований, направляемых массовыми выступлениями “снизу”, достигается и закрепляется сменой старой политической элиты новой, складывающейся в конфликтных условиях борьбы классов, наций и государств и действующей во имя революционных символов. Тем самым акцентируется значение политики, внутригосударственной и международной, в революции. (Теда Скокпол отводит центральную роль государству в социальных революциях прошлого и будущего.) Более односторонней и узкой является трактовка революции исключительно как политического феномена, как нарушения баланса власти и борьбы соперников за управление государством. Экстраординарность революций тем самым снижается до модели соревновательности, до крайней формы соперничества за политический контроль, мобилизующей ресурсы коллективного действия. Трудности и слабости каждой из школ в социологических теориях революции приводят к выводу ,о необходимости построения синтетической, многомерной концепции, в чем немалую роль может сыграть марксистская концепция революции, очищенная от идеологического догматизма. Центральными в такой теории революции представляются проблемы ее взаимосвязи с идеей прогресса, соотношения ее цены и смысла, возможности ее избежать вообще. Отождествление же любой, в т. ч. и успешной, массовой активности социальных низов с революцией кажется проблематичным. В. П. Перевалов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Антонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|