КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ


КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ
составная часть социалистич. и коммунистич. строительства, коренное преобразование духовной жизни общества, создание качественно новой, высшей ступени в культурном развитии человечества – культуры социализма и коммунизма, приобщение трудящихся к достижениям культуры, науки и техники, воспитание их в духе коммунизма. К. р. с. является необходимым условием формирования нового человека, активного участия всех граждан в управлении гос-вом, руководстве хоз. и культурным строительством, идейно-политич. сплочения социалистич. общества.
Капитализм создает материальные и духовные предпосылки нового общества, но массовое порождение-коммунистич. сознания возможно только в практич. движении, в революции. Ленин выдвинул положение о необходимости К. р. с. как условия построения социализма (см. Соч., т. 33, с. 435); "...Все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации" (там же, т. 26, с. 436). Ленин отстоял марксистскую точку зрения о том, что новая культура должна явиться закономерным развитием предшествующей культуры. "Не в ы д у м к а новой пролеткультуры, а развитие лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры с точки з р е н и я миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры" (Ленинский сб., XXXV, 1945, с. 148; см. также Соч., т. 31, с. 262; т. 29, с. 360). Ленин подчеркивал, что становление и развитие новой культуры должно быть проникнуто "...духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры, т.е. за свержение буржуазии, за уничтожение классов, за устранение всякой эксплуатации человека человеком" (Соч., т. 31, с. 291).
Для проведения К. р. с. должны быть созданы определ. политич. и экономич. предпосылки: установление диктатуры пролетариата, обобществление осн. средств произ-ва, создание материальной базы для развития и распространения новой культуры. В ходе К. р. с. осуществляется подготовка и приобщение широких нар. масс к активному участию в политич., общественной, хоз. деятельности, в управлении гос-вом; трудящиеся освобождаются от влияния бурж. идеологии и социалистич. идеология становится господствующей; широким слоям трудящихся обеспечивается доступ к просвещению и науке, создается социалистич. система нар. образования, духовные ценности становятся достоянием народа; происходит коренная перестройка быта народа; перевоспитание старой интеллигенции и создание социалистич. интеллигенции; создание новой, социалистич. лит-ры и иск-ва, всестороннее развитие науки. К. р. с. включает в себя искоренение пережитков капитализма в сознании людей, ликвидацию всех форм духовного угнетения человека. Она способствует устранению существ. различий между умств. и физич. трудом, обеспечению условий для всестороннего и гармонич. развития трудящихся. В результате осуществления К. р. с. возникает новая социалистич. культура, к-рая получает широчайшее распространение среди масс, служит воспитанию нового человека.
Крупные преобразования в области культуры осуществляются в ряде стран, завоевавших нац. независимость (ликвидируется массовая неграмотность населения, перестраивается система нар. образования, формируется прогрессивная нац. интеллигенция). Масштабы и темпы этих культурных преобразований неодинаковы в разных странах. Однако это качественно иной процесс по сравнению с К. р. с., которая имеет социалистич. политич., идеологич. и экономич. основу.
К. р. с. начинается сразу же после политич. переворота. Она не сводится к совокупности лишь просветит. мероприятий, а органически связана с социалистич. преобразованиями во всех областях, выступая как результат и условие их дальнейшего развития.
Руководящей силой К. р. с. являются марксистско-ленинские партии. Они объединяют и направляют творч. деятельность масс, вооружают трудящихся знанием законов обществ. развития и умением пользоваться ими в процессе строительства нового общества, намечают осн. линии решения назревших вопросов культурного развития. Гос-во при социализме выполняет наряду с другими и культурные функции, и поэтому К. р. с. осуществляется по научно разработанным гос. планам.
Главным итогом К. р. с. в СССР явилось обновление духовной жизни рабочего класса и крестьянства, значит. рост их культурно-технич. уровня, коренное изменение их сознания.
В 1959 среднее и высшее образование имели 58,7 млн. чел. (почти 30% населения).
Подъем культуры крестьянства связан с его социалистич. кооперированием и перевоспитанием. В СССР крестьянство покончило с поголовной неграмотностью, выдвинуло из своей среды миллионы квалифицированных специалистов, ученых, общественных деятелей.
Огромным успехом К. р. с. явилось создание новой многонац. нар. интеллигенции. До революции в России на 159 млн. чел. приходилось 290 тыс. специалистов. Общая численность интеллигенции в СССР достигла 20,5 млн. человек (почти 10% всего населения) (по данным переписи 1959). В процессе К. р. с. решена задача ликвидации фактич. неравенства ранее отсталых народов в области культуры.
По своим задачам, сущности и целям культурные преобразования принципиально одинаковы во всех социалистич. странах. Однако социализм создает разнообразие форм К. р. с., связанных с нац. и историч. особенностями каждой страны. Страны социализма, руководствуясь марксистско-ленинским учением о К. р. с., творчески заимствуют все наиболее ценное друг у друга. Использование опыта Сов. Союза, сотрудничество с др. социалистич. гос-вами способствовало ускорению культурного расцвета каждой братской страны. Европ. народно-демократич. республики, избежав гражданской войны, смогли уже в первые годы нар. власти эффективно решать задачи К. р. с. Производит. силы в ряде этих стран были развиты настолько, что культурные преобразования осуществлялись в сравнительно быстром темпе. В то же время сильное влияние бурж. идеологии, религии (напр., в Польше, Венгрии) осложняло проведение К. р. с. Бурж. Чехословакия отличалась от многих европ. гос-в сравнительно высоким уровнем экономич. и культурного развития, значит. развитием рабочего класса, густой сетью культурных учреждений. Поэтому здесь в число задач К. р. с. не входила ликвидация массовой неграмотности.
В период развернутого строительства коммунизма на новую ступень поднимаются и культурные преобразования. К. р. с. в СССР вступила в завершающий этап, осн. задачи к-рого определены в Программе КПСС. Они заключаются в создании всех необходимых идеологич. и культурных предпосылок для победы коммунизма. Выполнение новых задач К. р. с. связано со всеми сторонами коммунистич. строительства и способствует успешному решению экономич. и социальных проблем движения к коммунизму, ибо "от культурного роста населения в огромной мере зависят подъем производительных сил, прогресс техники и организация производства, повышение общественной активности трудящихся, развитие демократических основ самоуправления, коммунистическое переустройство быта" (см. Программа КПСС, 1961, с. 129–32). Завершающий этап культурных преобразований закономерно пройдут и другие социалистич. страны.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Энгельс Ф., К жилищному вопросу, [М. ], 1957; Ленин В. И., О культуре и искусстве. [Сб. ], М., 1956; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза 17–31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1–3, М., 1962; КПСС о культуре, просвещении и науке. Сборник документов, ?., 1963; Развитие социалистической культуры в союзных республиках. Сборник статей, М., 1962; Строительство коммунизма и проблемы культуры. [Сборник статей ], М., 1962; 3ак Л. М., История культурного строительства СССР в советской историографии (1956–1963 гг.), "Вопросы истории", 1964, No 2; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 7 изд., [М. ], 1953, ч. 1, с. 419, 420, 671, 674, 705, 740, 744, 861, 864, 873–74, 880, 888, ч. 2, с. 403, 498, 882, 905–06, 1013, 1117–18; Крупская Н. К., На путях культурной революции, М.–Л., 1927; Луначарский А. В., Культурная революция и общественность. Речь на Втором съезде ОДН, М.–Л., 1929; Юдин П., Марксизм-ленинизм о культуре и культурной революции, М., 1933; Калинин М. И., Статьи и речи о коммунистич. воспитании. 1925–1945 гг., М., 1951; Ким М. П., Коммунистич. партия – организатор культурной революции в СССР, М., 1955; Карпов Г., Партия и культурная революция в СССР, М., 1957; Смирнов И. С., Ленин и сов. культура, М., 1960; Иовчук М., Завершающий этап великой культурной революции в СССР, "Коммунист", 1961, No 18.
А. Арнольдов, Л. Сентебов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1376
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции"
  • “ВЕХИ. Сборник статей о русской интеллигенции”
  • “ИЗ ГЛУБИНЫ. Сборник статей о русской революции”
  • ЗОНА КУЛЬТУРЫ
  • ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРЫ
  • КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
  • КУЛЬТУРЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
  • КУЛЬТУРЫ ДИФФУЗИЯ
  • КУЛЬТУРЫ ИНТЕГРАЦИЯ
  • КУЛЬТУРЫ КРИТИКА
  • КУЛЬТУРЫ МОРФОЛОГИЯ
  • КУЛЬТУРЫ МОРФОЛОГИЯ
  • КУЛЬТУРЫ ПЕРЕЖИТОК
  • КУЛЬТУРЫ ПСИХОЛОГИЯ
  • КУЛЬТУРЫ СИСТЕМЫ
  • КУЛЬТУРЫ СОЦИОЛОГИЯ
  • КУЛЬТУРЫ СТАДИЯ
  • КУЛЬТУРЫ ТРАНСМИССИЯ
  • КУЛЬТУРЫ ФИЛОСОФИЯ
  • Линии Демокрита и Платона в истории культуры
  • МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕОРИИ
  • От наукоучения — к логике культуры. Два философских...
  • СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ
  • СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
  • Тесты, свободные от влияния культуры
  • ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
  • ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
  • ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В СССР
  • аполлоновская и фаустовская культуры
  • ступень культуры



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь