КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ


КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
        социалистическая, процесс революц. преобразования духовной сферы жизни общества, одна их важнейших закономерностей построения социализма, утверждение нового, социалйстич. типа духовного производства, создание социалйстич. культуры — высшей ступени в развитии мировой культуры, приобщение трудящихся к достижениям культуры. К. р. направлена на превращение всех трудящихся в социально активных участников культурно-историч. процесса, на формирование нового человека. Учение о К. р. как «целой полосе обществ. развития» разработано В. И. Лениным, определившим её сущность, задачи и цели (термин «К. р.» введён Лениным в 1923 в работе «О кооперации»). Отбросив социал-демократич. догматич. схемы об обязат. очерёдности социальных преобразований и необходимости достижения «высокого уровня» культуры как предпосылки социального переворота, Ленин после Великой . социалйстич. революции выдвинул программу К. р.
        К. р. обусловлена революц. преобразованиями в экономике и политике (установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалйстич. индустриализация, коллективизация с. хва). К. р. начинается после завоевания власти рабочим классом и осуществляется трудящимися под руководством коммунистич. партии. Она является необходимым условием построения социализма. К. р. уничтожает духовное господство и культурную монополию буржуазии в обществе, превращает отчуждённую от народа в условиях капитализма культуру в его до: стояние, предоставляя трудящимся полную возможность на деле пользоваться благами культуры, цивилизации и демократии. Все орудия культурной деятельности становятся средством распространения новой, социалйстич. культуры. Ломая и отбрасывая всё реакционное, косное, устарелое в культуре, К. р. сохраняет для нового общества всё то ценное, что было накоплено человечеством за его многовековую историю, всё прогрессивное культурное наследие, творчески и критически развивая лучшие образцы, традиции, результаты мировой цивилизации.
        К. р. знаменует собой смену закономерностей духовного развития антагонистич. общества, выражавших углубляющийся разрыв культуры и народа, господство реакц. культуры, новыми закономерностями духовного развития, на основе которых происходит становление и утверждение социалистич., а затем и коммунистич. культуры. К. р. включает создание социалйстич. системы нар. образования и просвещения, перевоспитание бурж. и формирование новой, социалйстич. интеллигенции, создание социалйстич. литературы и искусства, подъём науки, формирование новой морали, утверждение атеистич. мировоззрения, перестройку быта и т. д.
        Важнейшей целью К. р. является превращение принципов марксистско-ленинской идеологии в личные убеждения человека, воспитание умения применять эти принципы в практич. деятельности и вести бескомпромиссную борьбу с пережитками прошлого, с бурж. и ревизионистскими взглядами.
        Социалйстич. культурные преобразования одинаковы по своей сущности и целям в различных странах и видоизменяются в соответствии с нац. и историч. особенностями данного народа, нации, страны, с уровнем экономич. и культурного развития, достигнутым до начала К. р. В СССР, где впервые в истории была осуществлена К. р., её особенности определялись значительной отсталостью, унаследованной от старого строя, неравномерностью экономического ? культурного развития наций и народностей России. В переходный период от капитализма к социализму в СССР была коренным образом перестроена система нар. образования, ликвидирована массовая неграмотность, создана широкая сеть школ, вузов, культ.-просвет. учреждений. Перевоспитание старой и ускоренное формирование новой интеллигенции, вышедшей из рядов рабочего класса и крестьянства, привело к расцвету науки, литры и искусства. К. р. охватила все социальные, нац., этнич. группы, способствуя развитию их сотрудничества и единства на основе марксистско-ленинского мировоззрения. К. р. в нац. республиках по темпам развития опережала центр. р-ны страны. Опирающаяся на принципы интернационализма, К. р. привела к всестороннему развитию всех нац. культур, ликвидации отсталости ряда народов и наций в области культуры. На основе интенсивного расцвета и взаимообогащения нац. культур усиливаются общие черты единой интернац. культуры.
        К. р. способствовала преодолению противоположности между городом и деревней, между людьми физич. и умств. труда, росту политич. активности масс, повышению производительности обществ. труда. Научно-техническая революция и связанная с ней интеллектуализация труда настоятельно требуют обеспечения массам возможности достижения уровня культуры, необходимого для всестороннего развития личности, активного участия в управлении обществом.
        В зрелом социалистич. обществе важнейшей задачей культурного развития становится создание всех необходимых идеологич. и культурных условий для победы коммунизма, ибо «от культурного роста населения в огромной мере зависят подъем производительных сил, прогресс техники и организация производства, повышение общественной активности трудящихся, развитие демократических основ самоуправления, коммунистическое переустройство быта» (Программа КПСС, 1972, с. 129—30).
        Руководствуясь марксистско-ленинским учением о К. р., страны социалистич. содружества творчески заимствуют всё наиболее ценное друг у друга. Использование богатейшего опыта СССР, крепнущая культурная консолидация социалистических стран способствуют расцвету каждой страны, обогащению духовного потенциала мировой социалистической системы в целом.
        Опыт К. р. в СССР и др. социалистич. странах оказывает большое влияние на культурное развитие стран Азии, Африки, Лат. Америки, завоевавших нац. независимость (борьба за ликвидацию массовой неграмотности населения, перестройка и расширение нар. образования и просвещения, создание новой демократич. школы, формирование нац. интеллигенции, становление идеологии антиимпериализма и антиколониализма и т. д.). Не имея непосредственно социалистич. характера, эти преобразования тесно связаны с общими задачами антифеод., антиимпериалистич., демократич. революции и могут рассматриваться как нац.-демократич. тип К. р.
        Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; их же, Манифест Коммунистич. партии, там же, т. 4; Ленин В. И., О пролет. культуре, ПСС, т. 41; его же, О нашей революции, там же, т. 45; его же, О кооперации, там же; Ленин В. И., О культуре. Сб., М., 1980; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М.. 1981; Крупская Н. К., О пролет. культуре, в её кн.: Пе-дагогич. соч., т. 7, М., 1959; Луначарский А. В., К. ?. и общественность. Речь на Втором съезде ОДН, М.— Л., 1929; Коммунизм и культура, М., 1966; Строительство коммунизма и духовный мир человека, М., 1966; К. р. в СССР. 1917—1965, |М., 1967]; Арнольдов A.M., Социализм и К. р., М., 1967; КПСС во главе К. р. в СССР, М., 1972; Духовный мир развитого социалистич. общества, М., 1977.
        А. И. Арнольдов.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
    КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — коренные изменения
    в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни, сопровождающие (или предваряющие) переворот в социально-экономической и политической сферах. В отличие от эволюционных изменений, сохраняющих преемственность культурного развития, культурная революция предполагает радикальную трансформацию самого “ядра” или “кода” культуры данного социума или цивилизации, переустройство ее содержания, ценностей, форм и функций.
    В России понятие культурной революции появляется в “Манифесте анархизма” братьев Гординых (май 1917) в форме лозунга “Да здравствует Культурная Революция!”. В советский политический язык оно вошло из ленинской статьи “О кооперации” (январь 1923), где культурная революция провозглашается как условие, необходимое и достаточное для того, чтобы Россия, преодолевая свою цивилизационную “отсталость”, могла бы стать “вполне социалистической страной” (см. Ленин В. И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 45, с. 372, 376, 377).
    Внутренняя противоречивость феномена культурной революции, соединяющего в себе созидательное и разрушительное начала (культура, согласно изначальному своему смыслу означаюшая “возделывание”, сопрягается с понятием революции, переворота, ломающего устои прежней духовной жизни общества), породила две тенденции в его истолковании, — условно говоря, негативную и позитивную. Негативное отношение наиболее последовательно представлено в работах Н. А. Бердяева. По его мнению, революционный дух по существу враждебен культуре, т. к. ломает свойственные ей иерархическую преемственность и качественное неравенство, подчиняет ее утилитарным целям (прежде всего политическим). В этом смысле действительно культурным и творческим типом, по Бердяеву, была эпоха Возрождения в отличие от Реформации, которая вела к разрушению религиозно-нравственных и культурных традиций; высоко оценивает он и роль Византии, благодаря которой варвары и скифы обрели связь с греческий культурой. Демократия понижает качественный уровень и творческое начало культуры, а социализм многократно усиливает эту тенденцию.
    Подтверждением такой чисто негативной оценки могут служить и попытки теоретиков Пролеткульта (А. А. Богданова, В. О. Плетнева и др.) реализовать свою концепцию “пролетаризации культуры” (против теории и практики “пролеткультовцев” категорически возражали В. И. Ленин, А. В. Луначарский и др.), и практика в Китае, начатая в 1966 по специальному постановлению ЦК КПК и проходившая под знаком уничтожения памятников прошлого, террора по отношению к интеллигенции и т. д. (по словам Дэн Сяопина, “практика показала, что “культурная революция” в действительности ни в каком смысле ни революцией, ни прогрессивным общественным движением не была и не могла быть” (цит. по: БарачД. Дэн Сяопин. М., 1989, с. 213).
    В позитивной трактовке культурная революция означает акт и процесс духовного обновления, освобождения от устаревших представлений, стереотипов сознания, и в этом смысле идея ее становится все более популярной на подступах к формирующемуся глобальному миру, по мере осознания того, что человечество нуждается в новом синтезе и новой системе ценностей, чтобы выйти из состояния “общепланетарного кризиса”. Широко используемые в современном словаре науки и публицистики понятия “духовная реформация”, “революция сознания”, “новое мышление” можно рассматривать как модификации понятия культурной революции в его позитивной трактовке.
    Лит.: Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Богданов А. А. Пролетариат и искусство. — В кн.: Русская советская литературная критика (1917—1934). M., 1981; Лукич Ю. А. Культура и культурная политика. М., 1992.
    В. И. Толстых

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1484
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции"
  • «ОСНОВАНИЯ НОВОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕЙ ПРИРОДЕ НАЦИЙ»
  • ЗОНА КУЛЬТУРЫ
  • ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРЫ
  • КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
  • КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ
  • КУЛЬТУРЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
  • КУЛЬТУРЫ ДИФФУЗИЯ
  • КУЛЬТУРЫ ИНТЕГРАЦИЯ
  • КУЛЬТУРЫ КРИТИКА
  • КУЛЬТУРЫ МОРФОЛОГИЯ
  • КУЛЬТУРЫ МОРФОЛОГИЯ
  • КУЛЬТУРЫ ПЕРЕЖИТОК
  • КУЛЬТУРЫ ПСИХОЛОГИЯ
  • КУЛЬТУРЫ СИСТЕМЫ
  • КУЛЬТУРЫ СОЦИОЛОГИЯ
  • КУЛЬТУРЫ СТАДИЯ
  • КУЛЬТУРЫ ТРАНСМИССИЯ
  • КУЛЬТУРЫ ФИЛОСОФИЯ
  • Линии Демокрита и Платона в истории культуры
  • МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕОРИИ
  • От наукоучения — к логике культуры. Два философских...
  • РЕВОЛЮЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
  • СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ
  • СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
  • Тесты, свободные от влияния культуры
  • ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
  • ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
  • аполлоновская и фаустовская культуры
  • ступень культуры



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь