|
МАНИХЕЙСТВОМАНИХЕЙСТВО религ.-филос. учение, возникшее в 3 в. на Бл. Востоке и распространившееся в 3—11 вв. от Сев. Африки до Китая. В поздней Рим. империи и Византии подвергалось ожесточённым гонениям со стороны государства и ортодоксального христианства. В Ср. и Центр. Азии нашло более благоприятную почву и в 8—9 вв. стало гос. религией уйгуров. Основатель М. — перс Мани (216 — между 274 и 277), родом из Вавилонии, считал своими предтечами Зороастра, Будду и Христа. Учение М. характеризуется дуализмом и развёртывается в системе «трёх времён». «Первое время» — существование двух изначальных, вечных и противостоящих принципов: добра и зла, света и тьмы (или материи), отграниченных друг от друга. Пространственно добро занимает север, восток и запад, зло — юг. Каждая из этих первосубстан-ций обладает пятью эманациями, или ипостасями («жилища», «зоны»). «Второе время» — смешение двух принципов: зло (материя) вторгается в царство света. Благой отец, владыка света, порождает матерь жизни, а та, в свою очередь, — первочеловека, который вступает в борьбу с сынами («архонтами») мрака, терпит поражение и попадает в плен. Для его спасения благой отец порождает духа живого, крый, победив архонтов, создаёт космос для очищения света, поглощённого ими. Весь чувств. мир есть как бы градация смешанных в различных пропорциях двух субстанций. Солнце и луна — катализаторы божеств. света: во время своих увеличений луна принимает души умерших, а во время убываний — отправляет их к солнцу, которое пересылает их дальше к богу. По окончании процесса очищения света от смешения с материей наступит «третье время» — время окончат. торжества добра над злом; остатки материи, лишённые божеств. света, погибнут во вселенском пожаре. Человек в М. есть творение тьмы (материи), которая заключила душу — искру света — в оковы плоти. Но создан он по образу первочеловека, увиденного материей на солнце и потому содержит в себе большую часть божественного, по сравнению с др. тварями и растениями. Для спасения человеч. души благой отец посылает сына своего Иисуса, который обладал лишь видимостью человека и который дарует спасение посредством «знания» («гносиса»), объемлющего всю совокупность учения М. В ср. века М. оказало значит. влияние на формирование дуалистических ересей павликиан, богомидов и катаров. И с т о ч н и к и: Texte zum Manlchaismus, hjsg. v. A. Adain, В., 1969. К а ц А. Л.,М. в Рим. империи по данным Acta Archelai, «ВДИ», 1955, ?6 3; P u е ,с и Н.-С h., Le manicheisme, P., 1949; Widengren G., Mani und der Manichaismus, Stut.tg., 1961; K l i m a O., Manis Zeit und Leben, Prague, 1962; O r t L. J. R., Marii. A religio-historical description of his personality, Leiden, Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. МАНИХЕЙСТВО составленное из вави лоне ко-халд ейских, иудейских, христ., иран. (зороастризм) гностических представлений учение перса Мани (род. 216, Мардину, Вавилония – ум. 273, Гундишапур, Вавилония: убит по требованию священников – последователей Заратустры брошенным в него камнем). Учение Мани, воспринимающее точку зрения Заратустры, – это учение о борьбе света и тьмы, добра и зла. Находившееся под влиянием гностики, оно требовало от человека строжайшей воздержанности, особенно в отношении питания, половой жизни, физического труда. Поскольку Мани, как «посланник истинного Бога», стремился заменить прежнюю религию – религию Заратустры, он пал жертвой духовенства, представлявшего ее. Несмотря на это, манихейство приобрело известное влияние и за пределами государства Сассанидов, а позднее – Аббасидов: на восток – вплоть до Китая, на запад – до Испании и Галлии; Августин, который позднее резко выступал против манихейства, некоторое время был его приверженцем. Философский энциклопедический словарь. 2010. МАНИХЕЙСТВО религ. учение, возникшее на Ближнем Востоке в 3 в. и представляющее собой синтез халдейско-вавилонских, персидских (зороастризм, маздеизм, парсизм) и христ. мифов. Известное влияние на М. оказал гностицизм. Название М. происходит от имени его основателя – полулегендарного Мани (ок. 216–277). Согласно преданию, Мани проповедовал свое учение не только в Персии, но и в Ср. Азии, Индии, Китае. Ему приписывают ок. 7 работ религ.-этич. содержания ("Книга гигантов", "Шапуракана" и др.). Осн. содержание М. составило пессимистич. учение об изначальности и непреоборимости зла. Полемизируя с христианством, М. учит, что зло – начало столь же самостоятельное и исконное, как и добро. Связывая зло с материей, а добро со светом как духом, Мани, однако, не считал тьму или материю следствием угасания света, как его современник Плотин; в М. царство тьмы как равное противостоит царству света. Мировая история – борьба света и тьмы, добра и зла, бога и дьявола. При нападении тьмы на свет часть света была полонена тьмой. Смысл последующей истории – в освобождении полоненного света. По М., человек двойственен: творение дьявола, он сотворен все же по образцу небесного "светлого первочеловека" и заключает в себе элементы полоненного тьмой света. Согласно М., евангельский Христос был лже-Христом, вторгшимся в дело настоящего Христа, к-рый не воплощался и не сочетал в себе естеств бога и человека. После Христа был прислан Мани – параклет (утешитель) – главный из посланцев царства света. Зап. М. сблизилось с христианством и рассматривалось им как хрйст. ересь. Подвергаясь всюду гонениям, М., однако, распространилось до Рима на Западе и Китая на Востоке. В 8–9 вв. М. подверглось преследованиям со стороны ислама. Манихейское учение о дуализме добра и зла развивали в Европе павликиане (см. Павликианство), богомилы, катары, альбигойцы, молокане, а на Востоке – перс. маздакиты. Лит.: Wesendonk О. G., Die Lehre des Mani, Lpz., 1922; Waldschmidt E. und Lentz W., Die Stellung Jesu im Manichaismus, В., 1926; Widengren G., The great Vohu Manah and the apostle of God; studies in Iranian and Manichaean religion, Uppsala, [1945 ]; Messina G., Cris, tianesimo, buddhismo, manicheismo nell'Asia antica, Roma, 1947; Petrement S., Le dualisme chez Platon, les gnostiques et les manicheens, P., 1947. A. Чанышев. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. МАНИХЕЙСТВО МАНИХЕЙСТВО — синкретическая религия, возникшая в 3 в. на Ближнем Востоке. Названо по имени своего основателя Мани (216—274/276), уроженца Вавилонии, первоначально принадлежавшего к иудео-христианской секте элхасаитов. Он проповедовал свое учение в Иране, Индии, на Кавказе. Был заключен в тюрьму по приказу иранского царя Бахрама и, возможно, казнен. Уже при жизни Мани его учение начало широко распространяться, и позднее манихейская проповедь охватила огромную территорию от западной части Римской империи до Китая. Почти повсеместно манихейство подвергалось преследованиям, и лишь в Центральной Азии в 763—840 стало государственной религией уйгурского каганата. На Западе оно исчезает к 7—8 вв., но его влияние ощущается в учении таких средневековых ересей, как павликиане, богомилы, катары. В Китае манихейство просуществовало до 14 века. Мани попытался создать целостную религиозную систему на основе гностических учений, неортодоксального христианства. Существенно влияние зороастрийского дуализма. Своими предшественниками — апостолами Мани считал Будду, Заратустру и Иисуса. Согласно манихейской доктрине, основу мироздания составляет непримиримая борьба двух начал — Света и Мрака. В результате битвы этих начал частицы Света были порабощены Мраком. Земля создана в области смешения Света и Мрака, и люди, души которых причастны Свету, должны помочь верховному богу, Отцу величия, освободить частицы Света и вновь отделить Свет от Мрака. Окончательно это произойдет в ходе конечной битвы Света и Мрака, в ходе которой материальный мир, принадлежащий Мраку, будет уничтожен. Манихеи составляли иерархически организованную церковь, в которой духовенство (избранники), практиковавшее строгую аскезу, существенно отличалось от обычных верующих. Ист.: Texte zum Manichaismus. hrsg. F.Adam. В., 1954; Кефалайа (“Главы”): Коптский манихейский трактат, пер. Е. Б. Смагиной. М 1998; Дмитриева Л. Д. Хвастванифт.—В кн.: Тюркологические исследования. М.-Л., 1963. Лит.: Смагина Е. Б. Манихейство. — В кн.: Религии Древнего Востока. М., 1995, с. 85-103; FluegelG. Mani. Seine Lehre und seine Schriften. Lpz., 1862; KesslerK. Mani. Forschungen uber die manichaische Religion. B., 1889; Cumom F.. Kugener M-A. Recherches sur le manicheisme, v. 1—3. Brux., 9?, Alfaric P. Les ecritures manicheennes, v. I— 2. P., 1918; BurkittF.C. The Religion of the Manichees. Cambr., 1925; Polotsky H.-J. Abriss des manichaischen Systems. Stuttg.. 1934; Puech H.-C. Le manicheisme. Son fondateur, sa doctrine. P.. 1949; WindengrenG. Mani und der Manichaismus. Stuttg., 1961; Klima 0. Manis Zeit und Leben. Prag, 1962; Asmussen J. P. Xuastvanift. Studies in Manichaeism. Cph., 1965; BoehligA. Die Gnosis, Bd. 3, Der Manichaismus. Z. — Munchen, 1980; Tardieu M. Le Manicheisme. P.. 1981; Lieu S. N. Manichaeism in the Later Roman Empire and Medieval China. A Historical Survey. Manchester, 1985. H. В. Шабуров Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|