МИЧУРИНСКОЕ УЧЕНИЕ


МИЧУРИНСКОЕ УЧЕНИЕ
основанное И. В. Мичуриным направление в биологической науке, "...которое исходит из того, что условия жизни являются ведущими в развитии органического мира" (Программа КПСС, 1961, с. 127). Важнейшими особенностями М. у. являются его тесная связь с практикой, сознат. использование диалектико-материалистич. методологии. М. у. не только расширяет представление о законах органич. эволюции, но и указывает наиболее действ. пути управления ею. Это стало возможным благодаря всестороннему выяснению ведущей роли условий жизни в развитии органич. мира (см. И. В. Мичурин, Соч., т. 1, 1948, с. 590).
Как показали работы Мичурина, гибридизация дает возможность не просто объединить в потомстве полезные признаки родителей, но и ослабить консерватизм наследственности, сделать последнюю более восприимчивой к внешнему воздействию. Эти работы позволили ему установить закономерный, направленный характер изменения наследственности. То же следует сказать и о законе наследования приобретаемых свойств и признаков. Мичурин, опираясь на свои собств. эксперименты и данные др. исследователей, приходит к выводу, что наследств. передача приобретаемых особенностей растений "...если и не всегда проявляется с одинаковой силой, но тем не менее неоспорима" (там же, т. 3, 1948, с. 518). В статье "К вопросу о наследовании приобретенных признаков" (см. тамже, т. 1, 1948, с. 655–56) Мичурин охарактеризовал это явление как причину историч. развития организмов.
Указанные теоретич. положения, сформулированные в трудах Мичурина, послужили отправной точкой теоретич. исследований и обобщений его учеников и последователей. В ходе развития М. у. наряду с нек-рыми положит. результатами у ряда его сторонников (Лысенко, Нуждин, Презент, Долгушин и др.) выявились и существенные теоретически ошибочные положения: отрицание внутривидовой борьбы, недооценка значения проблем молекулярной генетики в развитии биологич. теории, трактовка живого организма как только формы, а среды обитания как содержания и др. Нек-рыми сторонниками М. у. высказывалась неправомерная претензия монополизировать в рамках только этого направления применение диалектико- материалистич. методологии к биологич. науке. В период культа личности эта претензия была использована как основание для административных мер против теоретич. противников, для создания в биологич. науке обстановки нетерпимости к научной критике, что мешало нормальному развитию науки.
М. у. развивается в ходе решения важных практич. задач. с.-х. производства. Работы селекционеров-мичуринцев Ф. Г. Кириченко, П. П. Лукьяненко, В. Н. Ремесло по выведению новых сортов пшеницы и В. С. Пустовойта по выведению высокомасличных сортов подсолнечника были отмечены ленинскими премиями. М. у. получило значит. распространение но только в Сов. Союзе, но и за рубежом – в Болгарии, Румынии, Франции, Бельгии, Японии и др. странах.
В последние годы мичуринское направление в биологии расширяет фронт своих научных исследований: если раньше эколого-синтетич. подход к изучению организма недостаточно подкреплялся аналитич. трудами в области цитологии, биофизики, биохимии, то теперь этот недостаток постепенно изживается. Большую роль в этом отношении играет Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР "О мерах по дальнейшему развитию биологической науки и укреплению ее связи с практикой" (см. "Правда", 1963, 25 янв., с. 1). В Постановлении подчеркивается необходимость всемерно развивать весь комплекс биологич. наук. В качестве главных указаны след. задачи: выяснение сущности явлений жизни, вскрытие биологич. закономерностей развития органич. мира, изучение физики, химии живого, разработка различных способов управления жизненными процессами. Большое внимание уделяется сейчас изучению живого на молекулярном уровне – т.н. молекулярной биологии.
Лит.: Рубашевский ?. ?., Филос. значение теоретич. наследства И. В. Мичурина, М., 1949; Доброхвалов В. П., Филос. и естественнонауч. предпосылки учения И. В. Мичурина, М., 1954; ?ейгинсон Н. И., Осн. вопросы мичуринской генетики, М., 1955; Платонов Г. В., Принцип детерминизма в М. у., "Изв. АН СССР. Сер. биологич.", 1956, No 3; его же, Атеистич. значение учения И. В. Мичурина, в сб.: Естествознание и религия, М., 1956; его же, М. у. и дарвинизм, в сб.: Филос. вопр. естествознания, т. 1. Филос.-теоретич. вопросы М. у., М., 1958; Фурман ?., M. y. о закономерностях развития органич. мира, М., 1957; его же, Возникновение и формирование диалектич. концепции развития в биологии, М., 1961; Лысенко Т. Д., Дарвинизм живет и развивается, в сб.: Дарвинизм живет и развивается. Труды Юбилейной конференции, посвященной 100-летию опубликования "Происхождения видов" Ч. Дарвина и 150-летию опубликования "Философии зоологии" Ж. Ламарка (19–21 ноября 1959 г.), М., 1960; Очерк диалектики живой природы, М., 1963; Столeтов В. Н., Условия жизни и развитие организмов, "Вопр. философии", 1964, No 10.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1384
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или О законах мира физического и мира духовного”
  • «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МОНИСТИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • Депривация развития
  • Дислексия развития
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ МЕДСЕСТЕР В ПСИХОТЕРАПИИ
  • ЗОНЫ РАЗВИТИЯ
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
  • Нормы развития
  • О СОКРОВЕННОМ ОТ СОЗДАНИЯ МИРА
  • Ориентация Живого Организма
  • ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
  • Полемика о роли природы и воспитания в развитии (nature-nurture controversy)
  • Психогенные развития личности
  • ТЕОРИЯ ЗАВИСИМОГО РАЗВИТИЯ
  • ФОРМЫ ЖИЗНИ
  • Формы Жизни
  • Элементарные формы религиозной жизни
  • задержка развития психического
  • зона развития
  • мо-цзы. филос. трактат
  • пренатальный период развития
  • сознания школа только
  • условие развития
  • фактор развития
  • формы жизни
  • формы жизни (lebensformen)
  • школа только сознания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь