|
МЕТАФИЗИКА СВЕТАМЕТАФИЗИКА СВЕТА (нем. Lichtmetaphysik) — историко-философский термин, относящийся к устоявшейся в рамках позднеантичнои и средневековой культуры системе теологических, филос. и естественно-научных представлений о свете как объединяющем в себе все сущее первофеномене этого мира, который, будучи связанным с понятиями «порядок» и «число», «разум» и «истина», играет роль посредствующего звена, скрепляющего в единое онтологическое целое противоположные сферы реальности: чувственное и умопостигаемое, физическое и математическое, тварное и нетварное. М.с. обязана своим возникновением, с одной стороны, уподоблению Платоном статуса Блага в умопостигаемой области положению Солнца в области чувственно воспринимаемого, с другой — тому, что, согласно библейскому тексту, свет есть творение первого дня, предшествующее др. творческим актам Бога (Быт 1,3). Позднее неоплатоники, разрабатывая учение об эманации Единого, согласно которому видимый свет есть проявление во тьме материи света умопостигаемого, утвердили представление о бытии как световой иерархии, активно усвоенное христианской, иудейской и мусульманской теологией. В традиционной М.с. свет осуществляет функцию связующего посредника, с одной стороны, в космо- и антропологической плоскости, т.е. через его существование в качестве «чего-то третьего» между телесной и духовной субстанциями в размерах макро- и микрокосма; с другой — в символической, т.е. через иерархию причастных и уподобляющихся друг другу светов (иногда трактующихся как три стадии угасания единого света во тьме материи): 1) света чувственного, телесного, определяемого как универсальная природа всех тел и стоящего на границе телесного мира и мира чистых форм; 2) света умопостигаемого, духовного, выступающего одновременно как свет бытия, свет прекрасного и свет разумения, просвещающий интеллекты людей вечными истинами; 3) света нетварного, божественного (неоплатоники, каппадокийские отцы, Августин, Дионисий Ареопагит, Дунс Скот, Эриугена, Ибн Сина, Ибн Гебироль, Адам Пульхремулиерис, Бонавентура, Ульрих Страсбургский и др.). В рамках же «науки о перспективе» М.с. достигает кульминации в учении Роберта Гроссетеста о том, что весь универсум есть результат мультипликации света из первоначально сотворенной точки, в которой свет как «форма телесности» слит воедино с первоматерией. С переходом к Новому времени М.с. распадается на ряд обособленных направлений: естественно-научное (Р. Бэкон, Витело, Дитрих Фрейбергский, Р. Декарт); мистическое (И. Экхарт, Я. Бёме); художественное (Данте); теологическое (Григорий Палама, Николай Кузанский); натурфилософское (Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель). Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. МЕТАФИЗИКА СВЕТА совокупность учений о внеземном происхождении света и о его значении для человека. Античная философия почти вся была проникнута убеждением, что идеи излучают свет и что познание – прозрение под влиянием этого света. Августин в своей исповеди изрекает: «Слово Бога есть истинный свет, освещающий всего человека». Но уже Цицерон говорит о естественном свете (lumen naturale) человеческого разума, а в эпоху средних веков проводят различие между этим естественным светом и светом сверхъестественным (lumen supranaturale), т.е. пониманием, вызванным божественным откровением. Августин, Бонавентура и др. учат, что для совершенного духовного познания, кроме человеческой силы познания, необходимо еще особое освещение божественно-духовным светом, благодаря которому человек достигает видения вечной истины. Эта т. н. теория иррадиации, или иллюминации, явилась духовной основой возникшего в 17 в. ордена иллюминатов, разновидности масонского ордена, который боролся за просвещение, космополитический образ мыслей и выступал против монархии; членами его были Песталоцци, Гердер, Гёте и др. Философский энциклопедический словарь. 2010. МЕТАФИЗИКА СВЕТА МЕТАФИЗИКА СВЕТА (нем. Lichtmetaphysik) — условный историко-философский термин (впервые введенный, видимо, К. Боймкером в нач. 20 в.), относящийся к устоявшимся в античной и особенно средневековой культуре представлениям о свете как первофеномене мира, объединяющем в себе все сущее. Совмещая в своей природе несовместимые начала и будучи исконно связан с понятиями “порядка”, “числа”, “отношения”, а следовательно, с “разумом”, “истиной”, “словом”, свет играет роль посредствующего звена, скрепляющего в единое онтологическое целое телесное и духовное (в макро- и микрокосме), чувственное и умопостигаемое, вещественное и идеальное, тварное и нетварное. Помимо возможного влияния со стороны зороастризма (Авеста 6,1; 10,3,25; 12,26—37) метафизика света обязана своим возникновением, с одной стороны, уподоблению Платоном статуса Блага в умопостигаемой сфере положению Солнца в сфере чувственно воспринимаемого (“Государство” VI, 508Ье), а также его учениям о космическом “столпе света” (“Государство” X, 616b-617d) и о “колеснице” души (“Федр” 247Ь); с другой стороны, тому, что, согласно библейскому тексту, свет есть творение первого дня, предшествующее другим творческим актам Бога (Быт.1,3), он отождествляется со “всем, делающимся явным” (Еф. 5,13), и более того: Бог “обитает в неприступном свете” (1 Тим. 6,16) и Сам “есть свет” (1 Ин. 1,5; Ин. 1,9). Позднее неоплатоники, разрабатывая учение об эманации Единого, согласно которому видимый свет есть проявление в материи света умопостигаемого, утвердили представление о бытии как световой иерархии, усвоенное как христианской, так и иудейской и мусульманской теологией (последняя опирается при этом и на собственный священный текст: Коран 24,35; 24,40). В этой иерархии уподобляющихся друг другу светов (иногда трактующихся как три стадии угасания единого света во тьме материи) выделяются: 1) низший тварный свет — чувственный, естественный, телесный; 2) высший тварный свет — умопостигаемый, духовный; 3) нетварный свет славы Божией: вечный, божественный, проистекающий из божественного мрака и являющий себя лишь удостоенным его видения (неоплатоники, каппадокийцы, Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Иоанн Скотт Эриугена, аль-Фараби, Ибн Сша, Ибн Гебироль, Исаак Израэли, Симеон Новый Богослов, Сухраварди, Адам Пульхремулиерис, Бонавентура, Альберт Великий, Ульрих Страсбургский, “Книга сияния” (“Зогар”) и др.) Естественный свет (lux naturalis), определяемый как “универсальная” или “общая природа” (natura universalis, communis) всех тел, стоит на границе телесного мира и мира чистых форм, в котором существует свой, умопостигаемый свет (lux intelligibilis), выступающий одновременно: как свет бытия, т. e. как вся совокупность умножающихся от первой интеллигенции форм; как свет прекрасного, ибо всякая форма причаст• на совершенной красоте; как свет разумения, просвещающий умы людей божественными истинами (illuminatio). Благодаря тому, что один и тот же свет определяет начала как бытия, так и познания, устанавливается соответствие между пронизывающей мир иерархической структурой и строем мышления, делающее этот мир прозрачным для разума. Богословско-философские размышления о свете стимулировали развитие оптических исследований, или “науки о перспективе” (scientia peispectivae). Естественнонаучное направление метафизики света достигает кульминации в учении Роберта Гроссетеста о том, что весь универсум есть результат мультипликации света из первоначально сотворенной точки, в коей свет — как “форма телесности” (forma corporeitatis) — слит воедино с первоматерией (“О свете, или О начале форм”). Так геометрические законы умножения и распространения света приобретают статус всеобщих законов естествознания. Духом метафизики света проникнута вся культура Средневековья. С переходом к Новому времени она постепенно распадается на ряд направлений, главными из которых являются: 1) научное — геометрическая оптика (Р. Бэкон, И. Пеккам, Ц. Витело, Дитрих Фрейбергский и др.), новая оптика, космогонические концепции (“Мир, или Трактат о секте” Декарта), “Учение о цвете” Гёте; 2) мистическое — учение немецкой неортодоксальной мистики об “искре души” (Экхарт, Таулер, Суэо), размышления Бёме; 3) художественное — “Божественная комедия” Данте; 4) теологическое — труды Григория Синаита, Григория Поломы, Николая Кузанского; 5) натурфилософское — сочинения Шеллинга и Гегеля. Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики, т, 2, с. 424—430; т. 3, с. 241-249, 294; т. 7(2), с. 281-289. M., 1963-94; BaeumkerC. Witelo, ein Philosoph und Naturforscher des XIII.— Jahrhunderts (Beitrage zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd. III, Heft 2). Munster i. W., 1908; Beienvaltes W. Lux intelligibilis. Untersuchungen zur Lichtmetaphysik der Griechen. Munch., 1957; Hedwig K. Sphaera Lucis. Studien zur Intelligibilitat des Seienden im Kontext der mittelalterlichen Lichtspekulation (Beitrage zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Neue Folge 18). Munster i. W, 1980; McEvoyJ. The metaphysics f light in the Middle Ages. — “Philosophical Studies” 26. Dublin, 1979, p. 124-143. A. M. Шишков Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|