|
ЛУКИАНЛУКИАН (Luckian) (род. ок. 125, Самосата, Сирия; поэтому его называют также Лукиан Самосатский – ум. ок. 180, Афины) – греч. сатирик. Был близок к кинической школе, высмеивал слабости людей, особенно их суеверия. С философской или философско-исторической точки зрения значителен как критик философского движения своего времени. Философский энциклопедический словарь. 2010. ЛУКИАН (?????????) (р. ок. 120 или 125 – ум. после 180) – греч. писатель, вольнодумец периода упадка античного мира. Родом из Самосаты (Сирия). Первоначально, примерно до 150, занимался отвлеченной риторикой. Позднее пишет ряд сочинений, отличающихся яркой критической и сатирической направленностью. Л. выступал с сатирой на др.-греч. богов и героев, а также с критикой антич. философии, риторики и историографии. В соч. "Разговоры богов", "Разговоры в царстве мертвых", "Морские разговоры", "Зевс уличаемый", "Зевс трагический", "Прометей, или Кавказ" и мн. др. Л. изображал богов и героев в сатирич. и комич. виде, глупыми, тупыми, жадными, корыстолюбивыми и ничтожными существами. В "Геромотиме", "Мениппе", "Икаромениппе" Л., критикуя различные филос. школы, выставляя их взаимную противоречивость и враждебность, отразил тем самым глубочайший кризис философии своего времени (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 128). Нек-рым исключением для Л. являются только киники, в лице к-рых Л. прославляет опрощенчество, отход от цивилизации и интерес к неимущему классу ("Разговоры в царстве мертвых"). В конце своего творческого пути Л. переходит на позиции филос. эпикуреизма. В "Зевсе трагическом" (гл. 19) высказываются похвалы по адресу эпикурейского учения о невмешательстве богов в жизнь людей, а в "Сновидении, или Петухе" (гл. 21–23) одобряется эпикурейская атараксия. В трактате "Как следует писать историю" Л. высмеивал совр. ему историографию, критикуя лит. безвкусицу и извращение подлинных событий ради подражания классич. историкам. Л. выступил с критикой восходящего христианства, в последователях к-рого он видел забитых суеверных людей и легковерных простаков, находящихся под властью странствующих шарлатанов и изуверов ("О кончине Перегрина"), В "Александре, или Лжепророке" Л. выступил против всевозможных видов суеверия, критикуя их "...с плоско-рационалистической точки зрения..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 469). По словам Энгельса, "одним из наших лучших источников о первых христианах является Лукиан из Самосаты, этот Вольтер классической древности, который одинаково скептически относится ко всем видам религиозных суеверий..." (там же). Соч.: в рус. пер. – Собр. соч., под ред. и с комментариями Б. Л. Богаевского, т. 1–2, М.–Л., 1935; Избр. атеистич. произв., ред. и вступ. статья А. Каждана, М., 1955; Избранное, М., 1962. Лит.: ?пт С. К., Лукиан (Краткий очерк творчества), Уч. зап. Орехово-Зуевского пед. ин-та, т. 2, М., 1955, с. 181–215; Haхов И. М., Мировоззрение Л. Самосатского (Лукиан и киники), М., 1951 (автореферат); ?eretti ?., Luciano, un intellettuale greco contro Roma, Firenze, 1946; Delz J., Lukians Kenntnis der athenischen Kntiquitaten, Basel, 1950 (Diss.). А. Лосев. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ЛУКИАН ЛУКИАН (?????????) из Самосаты (ок. 120—180) — античный ритор и сатирический писатель, представитель т. н. “второй софистики”, близкий к воззрениям киников. Подражая литературному творчеству киников и старых комедиографов, сделал философов главным предметом своих сочинений (в основном это диалоги; есть также сатирические рассказы, диатрибы, лекции и критические заметки). Ряд текстов Лукиана представляет интерес как свидетельство о пользовавшихся популярностью в его время философах (“Жизнеописание Демонакта”, “Нигрин”) и религиозно настроенных проповедниках (“Александр, или Лжепророк”, “Смерть Перегрина”), а также об особенностях рецепции классической философской традиции в Римской империи (“Пир”, “Распродажа жизней”, “О выборе философии”, “Разговоры в царстве мертвых” и др.). Другая излюбленная тема Лукиана — сатирическая критика религии (“Разговоры богов”, “Собрание богов”, “Прометей”, “Об астрологии”, “О сирийской богине”). Лукиан был популярен у гуманистов эпохи Возрождения как образец остроумного и эрудированного критика; он стал одним из тех авторов, которые помогли Европе узнать об античных киниках и скептиках. Соч.: Luciani Opera, ed. M. D. Macleod, 1.1—3. Oxf., 1972-80; Lucian, greek text with engl. transi., eds. A. M. Harmon, K. Kilburn, M. D. Macleod, vol. 1—8. Cambr. (Mass.), 1960—72; Собр. соч. в 2 т., под ред. и с комм. Б. Л. Богаевского. М.—Л., 1935; Избранное. М., 1987. Лит.: Clay D. Lucian of Samosata: Four Philosophical Lives (Nigrinus, Demonax, Peregrinus, Alexander Pseudomantis). — ANRW II 36, 5, 1992, p. 3406—3450; Nesselrath H.-G. Kaiserlicher Skeptizismus in platonischem Gewand: Lukians “Hermotimos”.— Ibid., S. 3451—3482; Macleod M. D., Baldwin B. Lucianic studies since 1930.— Ibid., 34, 2, 1994, p. 1362—1421; Anderson G. Lucian: tradition versus reality,— Ibid., p. 1422—1447; Lucien de Samosate. Actes du colloque international de Lyon organise au Centre d'etudes romaines et gallo-romaines les 30 sept. — 1 oct. 1993, ed. par Alain Billaut. Textes rassembles avec la collaboration d'Andre Buisson. Lyon— R, 1994. M. A. Солопова Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|