|
ЛУКИАНЛУКИАН ЛУКИАН (?????????) из Самосаты в Сирии (ок. 120-180 н. э.), античный ритор, писатель, сатирик. Подражая литературному творчеству киников и старых комедиографов (напр., Аристофана), Л. сделал философов и их рассуждения главным предметом своих сочинений. Важным предшественником и образцом для Л. был Менипп, изобретатель жанра «мениппо-вой сатиры». Родился в северной Сирии в г. Самосата, где родным языком большинства населения был арамейский. Об основных событиях его жизни мы можем судить почти исключительно по текстам его сочинений. По происхождению Л. не был греком, не был из богатой семьи, но все же получил хорошее греческое образование (ср. Luc. Bis accus. 12; 25-34, ср. тж. Somn. 11; 18), по-видимому, в Смирне или Эфесе, двух культурных центрах тогдашней Ионии. В возрасте примерно 22 лет он был выучен на «софиста» и согласно полученным навыкам начал путешествовать по разным концам империи (упоминаются Македония, Греция, Галлия, Рим и пр.), где выступал с декламациями и речами и зарабатывал этим на жизнь. Сочинять и записывать литературные диалоги начал в возрасте примерно 40 лет, когда разочаровался в прежних занятиях судебным и показательным красноречием и обратился к философии (ср.: Herrn. 13; Bis accus. 32; Nigr.). В поздний период (161-180) Л., предположительно, постоянно живет в Афинах. Общественный статус литератора Л. был весьма высок, о чем говорят такие факты: в 166 он находился в резиденции императора-соправителя Луция Вера, командующего войсками римлян в войне с парфянами, он адресует свои сочинения известным философам - платоникам Кронию и Сабину, эпикурейцу Цельсу («Александр, или Лжепророк»), ему покровительствует наместник Каппадокии. В 180 в правление имп. Коммода Л. занял должность в администрации префекта Египта. Сочинения. Сохранилось почти все написанное Л., в рукописях ему приписывают всего 85 произведений, однако для небольшой части из них атрибуция Л. сомнительна. Среди сочинений Л. преобладают диалоги (как платонические, так и кинические (менипповы)) - 36 из 73; есть также сатирические рассказы, диатрибы, лекции и критические заметки. Его тексты для истории философии интересны как свидетельства о некоторых популярных в его время философах (киниках Демонакте, Перегрине, «лжепророке» Александре из Абонотиха), а также как документы, фиксирующие особенности рецепции классической философской традиции в культурном пространстве Римской империи (ср. «Пир», пародия на классический жанр симпосия; «Распродажа жизней», своеобразный учебник-сатира по истории философии: у Зевса на Олимпе не хватает денег, и он выводит из Аида отцов греческой философии на рынок, где те сами отвечают покупателям, какая может быть польза от следования их учениям; «О выборе философии»; «Разговоры в царстве мертвых»; «Вновь ожившие, или Рыболов». Сюжет популярного «Икаромениппа» составляет полет Мениппа на небо к Зевсу, которому он рассказывает об ученом богословии, за что Зевс в гневе грозится погубить всех философов. Более всего Л. симпатизировал киникам, остальных же философов клеймил за то, что они любят не философию, а известность, доставляемую ею. Другая излюбленная тема Л. - сатирическая критика религии («Разговоры богов», «Собрание богов», «Прометей», «Об астрологии», «О сирийской богине»). Произведения Л. были популярны в Античности преимущественно среди авторов, причастных второй софистике, представителем которой был он сам. Соч. Л. были известны Галену, современнику Л., который бранил его за передергиванья в обсуждении наследия Гераклита и литературный подлог; их читал Афиней, им подражал софист Алкифрон и другие софисты, создавшие тексты, вошедшие в позднейшие византийские рукописи как произведения Л. По замечанию Еенапия из Сард, автора «Жизнеописаний софистов», Л. «был серьезен в своем смехе». Позднее Л. был популярен у гуманистов эпохи Возрождения как образец остроумного и эрудированного критика; он стал одним из тех авторов, благодаря которым Европа узнала об античных киниках и скептиках. Соч.: Luciani Opera. Recensuit brevique adnotatione critica instruxit M. D. Macleod. T. 1-4, Oxf., 1972-1987; Lucian. Greek text with engl. transi. Edd. A. M. Harmon, К. Kilburn, M. D. Macleod. Vol. 1-8. Camb. (Mass.), 1960-1972; Лукиан. Собрание сочинений в 2-х т. Под редакцией и с комм. Б. Л. Богаевского. М.; Л., 1935; Лукиан Самосатскш. Сочинения. Под общ. ред. А. И. Зайцева. Т. 1-2. СПб., 2001. Лит.: Helm R. Lucian und die Philosophenschulen, - NJKAlt 5, 1902, S. 188-213; 263-278; 351-369; Robinson С Lucian and his influence in Europe. L., 1979; Jones С. Р. Culture and Society in Lucian. Camb. (Mass), 1986; Goulet-Caze M.-O. Le cynisme a l'epoque imperiale, -ANRWII, 36,4, 1990, p. 2720-2833; ClayD. Lucian of Samosata: Four Philosophical Lives (Nigrinus, Demonax, Peregrinus, Alexander Pseudomantis), - Ibid., 36, 5, 1992, p. 3406-3450; Nesselrath H.-G. Kaiserlicher Skeptizismus in platonischem Gewand: Lukians «Hermotimos», - Ibid., S. 3451-3482; Anderson G. Lucian: tradition versus reality, -Ibid., 34, 2, 1994, S. 1422-1447; Lucien de Samosate. Actes du colloque international de Lyon organise au Centre d'etudes romaines et gal lo-romaines les 30 sept.-l oct. 1993. Ed. par A. Billaut. Textes rassembles avec la coll. (TA. Buisson. Lyon; P., 1994; Зайцев А. И. Лукиан из Самосаты - древнегреческий интеллигент эпохи упадка, - Лукиан Самосатский. Сочинения в 2-х т. Т. 1, 2001, с. 1-16. Библ.: MacleodM. ?>., Baldwin В. Lucianic studies since 1930, - ANRW И, 34, 2, 1994, p. 1362-1421; M. A. СОЛОПОВА Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин. 2008. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Античная философия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|