Машина, творящая богов


Машина, творящая богов
        «МАШИНА, ТВОРЯЩАЯ БОГОВ» (1988) — произведение франц. психолога и мыслителя Сержа Московичи (род. 1928), внесшее наряду с сочинением «Век толп. Исторический трактат по психологии масс» (1981) большой вклад в современную трактовку природы человека и общества, а также в разработку новых методологических подходов, определяющих в начале 21 в. развитие некоторых направлений психологии, социологии, религиоведения и ряда др. социогуманитарных наук. При вручении Московичи в 2003 г. престижной Бальзановской премии (Prix Balzan) значение его идей было подытожено исчерпывающим выводом: «Труды Сержа Московичи в области наук о человеке и обществе характеризуются огромной новизной: они произвели переворот в канонических парадигмах этих наук, обновили их методы исследования и ориентации, создали европейскую школу социальной психологии, оригинальность которой общепризнанна. В этой области Серж Московичи занимает отныне такое же место, которое до конца 60-х годов занимал Жан Пиаже». Констатация новизны, пересмотра классических парадигм, обнаружения новых объектов и методов в полной мере относятся к «М., т. б.». Переосмысляя в конце 20 в. теоретическое оснащение социальных наук, Московичи приходит к выводу, что заданная «великими классиками» Э. Дюркгеймом и К. Марксом «базовая парадигма», согласно которой социальные и психологические феномены по происхождению полностью разнородны, а следовательно, в процессе исследования их можно и должно разделять, не была реализована не только сторонниками этой парадигмы, но и самими создателями. Не опасаясь ярлыков «мистика» и «мракобеса», которые «многие ученые» адресовали Московичи за то, что он «реанимирует старые мысли», автор «М., т. б.» провозглашает, что в научном познании следует уйти от «противоестественного разрыва субъективных и объективных аспектов», поскольку «тайна и происхождение нашей общественной жизни спрятаны в следующем: они — субъективны/объективны». Феномены общественного бытия «психо/социальны». К важнейшим факторам социальной жизни Московичи относит верования и страсти — «неотъемлемые свойства человеческой натуры»; именно они «находятся у истоков социального творчества, исторической энергии». В сущности, по Московичи, вопреки парадигме устранения психического из социального в центре внимания в «теориях великих социологов» находился не homo aeconomicus («человек экономический») и не homo politicus («человек политический»), а именно homo credens («человек верующий»). Для самого Московичи homo credens — главный субъект общественного развития и основной объект социального познания. Развивая идеи Дюркгейма, автор «М., т. б.» выстраивает концепцию, согласно которой, психический потенциал каждого отдельного человека малопродуктивен; но люди, обладая общими эмоциональными свойствами, способны, собравшись в группы и осуществляя коллективные действия, многократно умножать психический заряд, создавая коллективную психическую энергию высокого напряжения (о психологии масс см. подробнее «Век толп»). В ситуации захваченности этим коллективным возбуждением (в «состоянии одержимости») люди не только глубже интегрируются, порождая базисные структуры общества, но и за счет возникающего избытка психической энергии создают представления, «верования», а также иные «творения ума». Так, в первоначально простейших коллективных действиях, принимавших форму религиозного ритуала, появляется homo credens — витальный и креативный субъект социума и культуры. Вопреки базисным для 19—20 вв. эволюционным теориям, концепциям «научно-технического прогресса» и секуляризации, Московичи провозглашает, что ни homo credens, ни религия на всем протяжении человеческой истории не утрачивали свой креативный потенциал, и пока существует общество, они не сойдут с исторической сцены. Менялись лишь верования и социальные представления. Учение о социальных представлениях, т.е. о разделяемых индивидами на уровне обыденного сознания коллективных знаниях, верованиях, — особый раздел теории Московичи, который он развивал не только в «М., т. б.» и в др. своих сочинениях, но и совместно с коллегами ( Р. Фарром, В. Дуазом, К. Фламаном и др.). Итогом этой коллективной работы стала научная школа, объединенная концепцией социальных представлений, — одна из влиятельнейших в современных социогуманитарных науках.
        АЛ. Забияко

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 2557
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • ECCE HOMO
  • HOMO
  • Homo creator
  • Homo faber
  • HOMO HOMINI LUPUS EST
  • Homo liber
  • Homo ludens
  • Homo mensura omnium rerum
  • Homo pictor
  • Homo sapiens
  • Homo sum, humani nihil a me alie-num puto
  • HOMO SUM, HUMANI NIHIL A ME ALIENUM PUTO
  • Homo Unions
  • Homo viator
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ЧЕЛОВЕК-МАШИНА”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • методология гуманитарных и социальных наук
  • МОСКОВИЧИ
  • Надежность Системы Человек - Машина
  • надежность системы человек-машина
  • НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕК—МАШИНА
  • Последипломная подготовка в области психологии (graduate training in psychology)
  • разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки
  • система человек-машина
  • система человек-машина: надежность
  • СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК—МАШИНА
  • сознания школа только
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь