|
ЛАМБЕРТЛАМБЕРТ (Lambert) Иоганн Генрих (род. 26 авг. 1728, Мюльхаузен – ум. 25 сент. 1777, Берлин) – нем. философ, физик, астроном и математик. Наиболее значительный из предшественников Канта в области критики познания и в области космологии; находился в переписке с Кантом, очень ценившим его. Осн. философские произв.: «Neues Organen oder Gedanken ьber die Erforschung und Bezeichnung des Wahren», 2 Bde., 1764; «Kosmologische Briefe», 1761; «Architektonik», 1771. Философский энциклопедический словарь. 2010. ЛАМБЕРТ (Lambert), Иоганн Генрих (26 авг. 1728 – 25 сент. 1777) – нем. философ, математик, физик, астроном и логик. Автор соч. "Фотометрия..." ("Photometria, sive de mensura et gradibus luminis, colorum et umbrae", 1760). В "Космологических письмах..." ("Kosmologische Briefe uber die Einrichtung des Weltbaues", 1761) выступил как мыслитель школы Вольфа, опирающийся на естеств.-науч. результаты Ньютона. В переписке с Кантом Л. настаивал на дополнении рационализма Вольфа эмпиризмом Локка. В "Новом Органоне" ("Neues Organon, oder Gedanken uber die Erforschung und Bezeichnung des Wahren...", Bd 1–2, 1764) и "Архитектонике..." ("Anlage zur Architektonik oder Theorie des Einfachen und Ersten in der philosophischen und mathematischen Erkenntnis", Bd 1–2, 1771), пытаясь систематизировать философию, обратил внимание на важность изучения знаков, выступив как один из предшественников совр. семиотики и логической семантики. Вслед за Лейбницем Л. явился создателем одной из первых логико-математич. концепций, предвосхитивших ряд результатов Буля. Ему фактически были известны процедура разложения логич. выражений на элементарные составляющие (конституенты) и нек-рые др. результаты алгебры логики; им дан логич. анализ строгой дизъюнкции. Развивавшееся Л. исчисление классов включало в себя, помимо символов классов, также и знаки отношений. Л. принадлежит также оригинальное построение обобщенной силлогистики, основанной на квантификации предиката. Соч.: Logische und philosophische Abhandlungen, В., 1782; Briefwechsel..., Bd 1–5, В., [1782–84 ]; Brief des Lambert an Kastnern, "Gottingische Anzeigen von gelehrten Sachen", 1764, 28 Stueck, 5 Marz. Лит.: Стяжкин Н. И., К характеристике ранней стадии в развитии идей матем. логики, "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1958, No3; Baensch О., J. H. L. Philosophie und seine Stellung zu Kant, Tubingen, 1902. Н. Стяжкин. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ЛАМБЕРТ ЛАМБЕРТ (Lambert) Иоганн Генрих (26 августа 1728, Мюльхпузен — 25 сентября 1777, Берлин) — немецкий философ, логик, математик, физик и астроном. Активно переписывался с Кантом, высоко ценившим его философские идеи, а также гипотезу о происхождении и устройстве мироздания, изложенную в “Космологических письмах” (Kosmologische Briefe uber die Einrichtung des Weltbaues, 1761). Автор серьезных исследований и самостоятельных открытий в области метеорологии, фотометрии, акустики, геометрии, теории вероятностей ит. д. Будучи последователем логических weu Лейбница, достиг значительных результатов в области анализа языка науки, семиотики и семантики; стал одним из основателей логики классов и отношений, нетрадиционного понимания теории силлогизмов и других новаторских принципов и подходов, предвосхитивших будущие разработки математической логики, ряд идей логического позитивизма и аналитической философии 19—20 вв. Ламберт явился одним из самых значительных предшественников кантовского критицизма. Усматривая основной недостаток локковского эмпиризма в отсутствии строгих методов и неспособности обосновать возможность всеобщего и необходимого теоретического знания, Ламберт вместе с тем резко критиковал и вольфианскую метафизику за ее чрезмерный логицизм, увлечение абстрактными принципами и формальными дефинициями понятий и т. п. В силу этого, по его мнению, метафизика превратилась в набор темных слов, недостоверных и оторванных от опыта понятий, а потому нуждается в серьезном пересмотре ее оснований и принципов. Рассмотрению этих вопросов был посвящен главный труд Ламберта “Новый Органон” (Neues Organen, Bd. 1—2,1764), ставший одним из первых исторических очерков по логике, теории и методологии научного познания от античности до Нового времени. Решение проблемы достоверности научной картины мира Ламберт связывал с обнаружением “простого в познании”, или “реальных понятий”, которые “навязываются” нам самой природой, позволяют “схватывать” вещи “как они есть сами по себе” и выражаются посредством “корневых слов”. Последние служат основанием и материалом для построения системы знаний о мире с помощью “понятий отношений”, логических правил и грамматических связок, “вспомогательных” слов и знаков искусственного языка и т. д. Совпадение границ и логическое равенство объемов “теории вещей” и “теории знаков” допускает их “взаимозаменимость”, возможность их “смешения” и даже “превращения” друг в друга, что и является, согласно Ламберту, необходимым основанием соответствия вещей и понятий, реального мира и его научной картины. В более поздней “Архитектонике...” (Anlage zurArchitectonik, oder Theorie des Einfachen und Ersten in der philosophischen und mathematischen Erkenntnis, Riga, 1771) основанием указанного соответствия оказывается некая “метафизическая истина”, которая и служит связующим звеном между действительным и логически мыслимым мирами, причем творцом этих миров, равно как и гарантом совпадения их порядков, объемов и границ в конечном счете выступает Бог. Наиболее важным достижением Ламберта в области гносеологии стала его теория экспериментального метода, где он на многочисленных примерах из истории науки предложил развернутую типологию и классификацию экспериментов, анализ их видов и структуры, их роли в процессе проверки и уточнения существующих знаний и т. д. В эксперименте Ламберт усматривал наиболее эффективный метод получения достоверного, аподиктического и объективного научного знают: процесс познания начинается с предварительного “вопрошания” природы, с выдвижения гипотезы и осуществляется как поиск ответа с помощью заранее придуманных приемов и процедур, специально созданных приборов или инструментов и т. д. Такого рода эксперименты позволяют “вмешиваться” в естественный ход вещей, а главное, изменять их и подчинять своим целям и задачам. В этих идеях можно найти несомненное сходство с кантонской идеей “коперниканского переворота”, однако их значение, как и общее содержание философского наследия Ламберта, выходит далеко за рамки всего лишь “подготовки” критической философии Канта. Соч.: Philosophische Schriften, hrsg. von H. W. Amdt, Bd. I-IX. Hildesheim, 1968; Texte zur Systematologie und zur Theorie der wissenschaftlichen Erkenntnis. Hamb., 1988; Neues Organon oder Gedanken uber die Erforschung und Bezeichnung des Stiren und dessen Unterscheidung vom Irrtum und Schein, hrsg. v. G. Schenk. B., 1990 (библиогр. и индексы); в рус. пер.: Система мира славного Ламберта, изданная г. Мерианом. СПб., 1797. Лит.: Стяжкин Н. И. Формирование математической логики. М., 1967, с. 260—262; Роговой Ю. П. Логические исследования Ламберта. — “Вестник Ленинградского ун-та”, 1974, № 17, вып. 4, с. 139—143; Жучков В. А. Гносеология И. Г. Ламберта как философское осмысление методологии экспериментальной науки. — В кн.: Он же. Из истории немецкой философии XVIII века. Предклассический период. М., 1996, с. 144—180; Baensch О. l. H. Lamberts Phiolosophie und seine Stellung zu Kant. Tiib.—Lpz., 1902; AmdtH.-W. Der Moglichkeitsbegriff bei Chr. Wiiffund J. H. Lambert. Gott., 1960; Ciafardone R. S. H. Lambert e la fondazione scientifica delia filosofia. Urbino, 1975. В. А. Жучков Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|