|
КИРЕЕВСКИЙКИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич [22.3(3.4).1806, Москва,— 11 (23). 6. 1856, Петербург], рус. философ-идеалист, лит. критик и публицист; наряду с Хомяковым основоположник славянофильства. Входил в кружок «любомудров», испытал влияние нем. идеалистич. философии. В «Обозрении рус. словесности за 1829 год» охарактеризовал этапы развития рус. литературы нач. 19 в. и выделил реалистич. тенденции последнего, «пушкинского» периода. В 1830 К. был в Германии, слушал лекции философов Шлейермахера, Гегеля, Шеллинга, К. Риттера. В 1832 К. предпринял издание журн. «Европеец», привлёк к нему лучшие лит. силы (в том числе А. С. Пушкина). Журнал был запрещён на втором номере, в частности за статью К. «Девятнадцатый век», в которой Николай I усмотрел пропаганду конституции. В дальнейшем К. посвятил себя почти исключительно теоретич. занятиям; участвовал с нач. 1840-х гг. в разработке учения славянофилов. Осн. опубл. соч. — «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» (1852), «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856). Рассматривая философию Гегеля как завершение зап.-европ. рационализма, восходящего к католич. схоластике и Аристотелю, К. противопоставляет ей традиции Платона и вост.-христ. «умозрения» (вост. патристики), из которых, по К., и должна исходить самобытная рус. философия. Предпосылка её — духовнонравств. цельность личности, находящая своё выражение в религ. вере, а осн. задача — «мысленное развитие»..., «отношения веры к современной образованности» (см. ПСС, т. 1, М., 1911, с. 271, 253). В отходе от религ. начал, утрате духовной цельности и, в частности, разъединении нознават. и моральных сил К. видит источник кризиса «европ. просвещения» и господства отвлечённого мышления в идеалистич. философии. Усвоение Россией достижений «европ. образованности», этого «зрелого плода всечеловеческого развития», должно сопровождаться, по К., переосмыслением их на основе правосл. учения, сохранившего в чистоте изначальную истину христианства. В этом, утверждает К., и состоит то «новое начало», которое Россия призвана внести во всемирную историю; источники его он пытается усмотреть в характере др.-рус. обществ. жизни и быта. Консервативно-утопич. идеал универс. православно-христ. культуры, овладевающей «...всем умств. развитием совр. мира...» (там же, с. 271), выдвигался К. без учёта конкретных обществ.-политич. условий России сер. 19 в. К. оказал влияние на развитие рус. идеалистич. философии кон. 19—нач. 20 вв. ПСС, т. 1—2, М., 1911; Критика и эстетика, М., 1979. Лясковский В., Бр. Киреевские, жизнь и труды их, СПБ, 1899; Л ушников А. Г., И. В. К., Казань, 1918; Манн Ю., Путь И. К., в его кн.: Рус. филос. эстетика, М., 1969; Muller В., Russischer Intellekt in europaischer Krise. Ivan V. Kireevsky (1806—1856), Koln—Graz, 1966 (библ.); G o e r d t W., Vergottlichung und Gesellschaft. Studien zur Philosophie v. I. V. Kireevskij, Wiesbaden, 1968; G lea son ?., European and Muscovite, Ivan Kireevsky and the origins of Slavophilism, Camb. (Mass.), 1972. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. КИРЕЕВСКИЙ КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (род. 3 апр. 1806, Москва – ум. 23 июня 1856, Петербург) – рус. религиозный философ, литературный критик и публицист. Учился у Гегеля (в Берлине) и у Шеллинга (в Мюнхене); рассматривал Гегеля как рационалиста и последователя Аристотеля, как последнюю и высочайшую из возможных вершин западной мысли, которой должно быть противопоставлено рус. мировоззрение, построенное на чувстве и чистой ортодоксальной вере. Киреевский – поборник славянофильства и представитель его философии. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса европейского Просвещения. Задачей самобытной рус. философии считал переработку передовой философии Запада в духе учений восточной патристики. Труды Киреевского впервые были изданы в 1861 в 2 тт. Философский энциклопедический словарь. 2010. КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (22 марта 1806 – 11 июня 1856) – рус. философ-идеалист, один из основоположников славянофильства (см. Славянофилы). Род. в дворянской семье. С 1822 слушал лекции в Моск. ун-те, с 1824 служил в Архиве иностр. коллегии в Москве, входил в кружок любомудров. Уехав за границу (1830), посещал лекции Шеллинга и Гегеля. По возвращении в Россию издавал журн. "Европеец" (1832), запрещенный на втором номере; в 1845 редактировал журн. "Москвитянин". В своих ранних работах ("Обозрение русской словесности за 1829 г." и "XIX век") К., не отрицая единства в развитии всех стран, уже по-славянофильски рассматривал зап.-европ. цивилизацию как зашедшую в тупик. В статьях конца 30–50-х гг. К. развил филос. и социологич. систему, явившуюся теоретич. основой славянофильства. Согласно К., существуют две формы познания – отвлеченно-рациональная (свойственная зап.-европ. миру) и полная, "живая", включающая в себя, кроме рационального, также этический, эстетический и пр. моменты. Совокупность моментов этого "живого знания" подчинена высшему познават. акту – религ. вере (см. Соч., т. 1, М., 1911, ст. "В ответ А. С. Хомякову", 1838, с. 111; "О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России", 1852, там же, с. 201; "Отрывки", там же, с. 274). Эта форма познания в истинном и чистом виде свойственна православно-слав. миру (см. тамже, с. 161; 248–52). Жизнь человека, нации, группы наций (Зап. Европа, слав. страны и др.) основана на религии, к-рая определяет тип образованности и весь характер общества. Гибель зап. цивилизации, пораженной язвой рационализма, неизбежна; ее может спасти только восприятие православно-слав. цивилизации (Соч., т. 1, с. 120; 161–62; 220–22; 264 и др.), наиболее полно раскрывающейся в духе рус. народа. Этот народ характеризуется, по К., тем, что не противится злу и угнетению, что в его истории отсутствовало завоевание и классовое расслоение, что его жизнь была основана на общинном быте (там же, 119, 206, 207). Поскольку со времени Петра I эти принципы стали извращаться под влиянием проникновения в Россию зап.-европ. начал образованности и государственности (там же, с. 154–55; 109–10), отмена крепостного права в России возможна лишь в отдаленном будущем, когда народ вернется к своим исконным принципам, т.е. вновь проникнется духом полной покорности (там же, т. 2, с. 116; 252–53). Хотя в произведениях К. высказаны нек-рые правильные мысли – о пороках метафизич. мышления (см. тамже, с. 194–95), об отрицат. сторонах бурж. общества – "механике корыстолюбивого беспокойства" (см. тамже, с. 154–55; 176, 184; при этом К. ссылался на Сен-Симона, см. там же, с. 125) и др.,– в целом его система являлась ретроградной критикой совр. ему передовой обществ. мысли, в частности философии, с позиций религ. мистики; в области социологической и социально-политической взгляды К. являлись реакц. утопией. Оценка К. в дореволюц. и совр. бурж. лит-ре (работы Гершензона, Зеньковского, Лосского и др.) как одного из основоположников "самобытной" рус. философии извращает ход развития и содержание истории философии в России. Лит.: Плеханов Г. В., И. В. Киреевский, в кн.: Соч., т. 23, М.–Л., 1926; Чернышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода рус. литературы, в кн.: Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947, с. 77–87; ?исарев Д. И., Рус. Дон-Кихот, в кн.: Соч., т. 1, M., 1955, с. 320–37; Виноградов П. Г., И. В. Киреевский и начало московского славянофильства, "Вопросы философии и психологии", 1892, кн. 11; Лясковский В. [Н. ], Братья Киреевские, жизнь и труды их, СПБ, 1899; Гершензон М. [О. ], Учение о личности (И. В. Киреевский), в его кн.: Исторические записки, М., 1910; Лушников А. Г., И. В. Киреевский, Каз., 1918; Дорн Н., Киреевский. Опыт характеристики учения и личности, Париж, [1938 ]. История философии, т. 2, М., 1957, с. 252–53; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 380–83; Галактионов ?. ?., Никандров П. Ф., История рус. философии, М., 1961, с. 228–37. См. также лит. при ст. Славянофилы. З. Каменский. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. КИРЕЕВСКИЙ КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич [22 марта (3 апреля) 1800, Москва — 11(23) июня 1856, Петербург] — русский философ и литературный критик, один из главных теоретиков славянофильства. Получил домашнее образование под руководством своей матери Авдотьи Петровны (племянницы В. А, Жуковского). В 1822 слушал лекции в Московском университете. В 1824 поступил на службу в Архив иностранной коллегии, где организовал вместе с А. Н. Кошелевым общество “любомудров”. Киреевский рано проявил себя как блестящий литературный критик (отмеченный А. С. Пушкиным). В 1830 выезжал за границу, посещал лекции Гегеля и Шеллинга. После возвращения издавал журнал “Европеец” (1832), запрещенный уже на втором номере. В 1834 женился на Н. П. Арбениной, под влиянием которой произошло его обращение к православию. В жизни Киреевского начинается глубокий мировоззренческий переворот: преодоление того романтически-пиетистского понимания религии, в котором он был воспитан, переоценка взаимоотношений западноевропейской и восточнославянской культурных традиций, преодоление собственного “западничества”. Киреевский сближается со старцами Оптиной пустыни, активно помогает в издании житий святых отцов. Основными философскими произведениями Киреевского являются две статьи: “О характере европейского просвещения в его отношении к просвещению России” ( 1852) и “О возможности и необходимости новых начал в философии” (1856). Его главной философской темой было самоопределение русской культуры перед лицом западноевропейской. Характерная разница между ними объясняется особыми духовными, культурными и историческими корнями: отьединенностью Римской церкви от православия; односторонней, в форме латинской культуры, рецепцией античного наследия на Западе; насильственным, в большинстве своем, характером западной государственности (по сравнению с российской). В противовес естественно вырастающей из западной культуры рационалистической философии, характеризуемой формальностью, отвлеченностью и расколотостью разума на отдельные “факультеты”, Киреевский выдвигает проект построения русской философии, ориентирующийся на генетически присущий отечественной культуре идеал “целостного разума” как органического единства интеллектуальной, моральной и эстетической способности человека. Соч.: Поли. собр. соч.,т. 1—2. M., 1911; Критика и эстетика. М-, 1979; Избр.статьи.М., 1984. Лит.: Лясковскии В. Братья Киреевские, жизнь и труды их. СПб., 1899; Манн Ю. Русская философская эстетика. М., 1969; Мюллер Э. Киреевский и немецкая философия.— “ВФ”, 1993, ? 5; Rouleau F. Ivan Kircievski la naissance du slavophilisme. Namur, 1990. В. Н. Катасонов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|