|
КИРЕЕВСКИЙ Иван ВасильевичКИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806-1856) — философ, литературный критик, теоретик славянофильства (см. СЛАВЯНОФИЛЫ ). С 1822 слушал лекции в Московском ун-те, в т.ч. и по философии Ф.В.Й. Шеллинга, но на интеллектуальное становление определяющее влияние оказала семья. Как один из «архивных юношей» К. стал участником «Общества любомудров». В 1830 отправился за филос. знаниями в нем. ун-ты, слушал лекции Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Шлейермахера, Шеллинга, а вернувшись, в 1832 стал издателем жур. «Европеец», запрещенного цензурой после выхода первого номера со статьей «Девятнадцатый век». Образ неблагонадежности, преследовавший К. всю жизнь, помешал ему занять кафедру философии Московского ун-та. Не занятый официальной службой, К. становится свободным философом-романтиком, журналистом, теоретиком славянофильства, другом и почитателем старцев Оптиной Пустыни. Основные филос. идеи изложены К. в двух статьях: «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» (1852); «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856). Все основные типологические черты рус. философствования — платонизм, святоотческое предание, нем. философия — нашли свое воплощение в творчестве К. Противопоставление Запада и России было проведено рус. мыслителем в аспекте противопоставления филос. учений Аристотеля и Платона. Рационализм зап. схоластики и панлогического учения Гегеля сопрягался им с аристотелевским «рацио», а филос. учение Платона — с православным Востоком и учением о цельном разуме. Именно это учение было вершиной филос. творчества московского славянофила и составной частью вошло в философию всеединства B.C. Соловьева. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (род. 3 апр. 1806, Москва – ум. 23 июня 1856, Петербург) рус. религиозный философ, литературный критик и публицист. Учился у Гегеля (в Берлине) и у Шеллинга (в Мюнхене); рассматривал Гегеля как рационалиста и последователя Аристотеля, как последнюю и высочайшую из возможных вершин западной мысли, которой должно быть противопоставлено рус. мировоззрение, построенное на чувстве и чистой ортодоксальной вере. Киреевский – поборник славянофильства и представитель его философии. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса европейского Просвещения. Задачей самобытной рус. философии считал переработку передовой философии Запада в духе учений восточной патристики. Труды Киреевского впервые были изданы в 1861 в 2 тт. Философский энциклопедический словарь. 2010. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|