Д'АЛАМБЕР


Д'АЛАМБЕР
Д'АЛАМБЕР (D'Alembert) Жан Лерон (род. 16 нояб. 1717, Париж – ум. 29 окт. 1783, там же) – франц. естествоиспытатель; вместе с Дидро издавал Энциклопедию, во введении к которой («Discours preeliminaire», 1751) он провозглашает наступление эры естественных наук. Был первым представителем позитивизма (см. ПОЗИТИВИЗМ ФИЛОСОФСКИЙ). В области математики уделял большое внимание решению дифференциальных уравнений. Согласно положению Д'Аламбера, развитому им в «Traite de dynamique» (1743), движение твердых тел сводится к движению отдельных частиц массы.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


Д'АЛАМБЕР
(D'Alembert), Жан Лерон (16 нояб. 1717 – 29 окт. 1783) – франц. математик и философ-просветитель периода подготовки франц. бурж. революции 1789–94. Член Парижской АН (с 1751). Д'А. работал вместе с Дидро над созданием "Энциклопедии", в к-рой, следуя в основном Ф. Бэкону, дал классификацию наук. В "Энциклопедии" Д'А. вел отделы математики и физики. В 1757, не выдержав преследований реакции, отошел от издания "Энциклопедии".
Из его филос. работ наиболее важное значение имеют вступит. статья к "Энциклопедии" – "Очерк происхождения и развития наук" ("Discours preliminaire de l'Encyclopedie", 1751, рус. пер. в кн.: "Родоначальники позитивизма", 1910) и "Элементы философии" ("L'Essai sur les elements de philosophie...", 1759). Д'А. боролся против феод.-клерикального мировоззрения, но не поднялся до материализма и атеизма Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри. Ограниченность мировоззрения Д'А. наиболее резко выражена в его теоретико-познават. взглядах. Следуя Локку, Д'А. склонялся к сенсуализму, но воздерживался от материалистич. решения осн. вопроса философии. Д'А. признавал наличие в человеке особой, отличной от материи субстанции – сознания. Д'А. распространял свой скептицизм и на религию; он сомневался в существовании бога, но не стал на позиции атеизма. В отличие от франц. материалистов, Д'А. считал, что существуют неизменные, не зависящие от обществ. среды нравств. принципы. Д'А. защищал бурж. собственность и выступал против феод. собственности как против несправедливого распределения богатств между людьми. Взгляды Д'А. по вопросам теории познания и религии были подвергнуты критике со стороны Дидро в произведениях "Сон Д'Аламбера" (1769), "Разговор Д'Аламбера и Дидро" (1769) и др. Д'А. принадлежат также работы по вопросам муз. теории и муз. эстетики. Наиболее важной из них является трактат "О свободе музыки" ("De la liberte en musique"), в к-ром подведены итоги т.н. войны буффонов – острой идеологич. борьбы во Франции вокруг вопросов оперного иск-ва. Д'А. доказывал, что музыка способна реалистически выражать разнообразные явления действительности.
Д'А. достиг крупных результатов в области математики, гидродинамики и астрономии.
Соч: Oeuvres, t. 1–5, P., 1821–22; в рус. пер. – Динамика, М.–Л., 1950; Извлечение из мемуара "О равновесии жидкостей", в кн.: Клеро ?., Теория фигуры Земли, основанная на началах гидростатики, [Л.], 1947; О фигуре Земли, там же.
Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 61–64, 70; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Литвинова Е. Ф., Даламбер. Его жизнь и научная деятельность, СПБ, 1891; История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 353–55; Muller M., Essai sur la philosophie de Jean d'Alembert, P., 1926.
M. Цебенко. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Д'АЛАМБЕР
    Д'АЛАМБЕР (D'Alembert) Жан-Лерон (16 ноября 1717, Париж—29 октября 1783, Париж) — французский философ-просветитель и математик. Вместе с Дидро был главным редактором (1751—58) “Энциклопедии”, где вел также физический и математический отделы. Уход с поста главного редактора в 1758 стал следствием общественного скандала после публикации в 7-м томе ст. Д'Аламбера “Женева”, где он противопоставил нравственную чистоту и религиозность женевских граждан и пасторов жестокости и фанатизму иезуитов. Высказанная в статье мысль о том, что театры способствуют формированию нравственности, вызвала резкий простеет Руссо (“Письмо к Д'Аламберу о зрелищах”), отрицательно относившегося к достижениям цивилизации, в т. ч. к наукам и искусствам. Продолжая после 1758 руководить физико-математическим отделом “Энциклопедии”, Д'Аламбер написал для нее ряд статей по математике.
    Философские взгляды Д'Аламбера изложены в работах “Элементы философии” (L'Essai sur les elements de philosophie... 1759) и “Очерк о происхождении и развитии наук” (вступительная статья к “Энциклопедии”, 1751, рус. пер. 1910). Вслед за Ф. Бэконом Д'Аламбер хотел представить наиболее полную классификацию наук, основывающуюся на отличии воображения от памяти и рассудка. Наряду с качественно однородной материей Д'Аламбер признавал нематериальную активную субстанцию, проявляющуюся в духовной деятельности человека; ощущения зависят от воздействия этого духовного начала, составляющего суть человеческого Я. Отрицая возможность проникновения мыслью в сущность вещей, свое сомнение он распространял и на существование Бога. Философские взгляды Д'Аламбера были подвергнуты критике Дидро в его знаменитой трилогии (“Разговор Д'Апамбера с Дидро”, “Сон Д'Аламбера”, “Продолжение разговора”). Политические убеждения Д'Аламбера были умеренными: он выступал против феодально-сословной иерархии и в защиту “справедливой” собственности представителей третьего сословия. Он ориентировался на просвещенную монархию, состоял в переписке с Екатериной II и даже был приглашен ею на роль воспитателя наследника Павла.
    Д'Аламбер внес серьезный вклад в развитие фундаментальных принципов современной механики, его труды вместе с работами Эйлера, братьев Бернулли и Клеро заложили основания математической физики. Ему принадлежат классические работы по теории движения жидкости, задаче трех тел, нутации Земли, движению Луны, движению ветра, по теории музыки и др. В механике стремился обойтись без понятия силы, имевшего для него сильный “метафизический привкус”. Математические работы Д'Аламбера основаны на принципе непрерывности Лейбница, позволившем ему ближе всего подойти к современному пониманию предела.
    Д'Аламбер был почетным секретарем Французской академии, Академии наук и большинства научных академий Европы.
    Соч.; Oeuvres completes, t. 1—5. P., 1821—22; Traite de l'equilibre et du mouvement des fluides. P., 1944; Динамика. M.—Л., 1950. Лит.: Литвинова ?. ?. Д'Аламбер. Его жизнь и научная деятельность. СПб., 1891; Вилечтнер Г. История математики от Декарта до середины XIX столетия. М., 1966; Добровольский В. А. Д'Аламбер. М., 1968; Briggs J. M. D'Alembert: Mechanics, Matter and Morals. N. Y.. 1962.
    Г. Б. Длугм

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 2126
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКИХ НАУК И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК”
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК»
  • Академия наук
  • Академия наук СССР
  • Академия наук российская
  • ДИДРО
  • ДИДРО
  • ДИДРО
  • Дидро Дени
  • История наук и ученых на протяжении двух столетий
  • КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
  • Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология...
  • Логика наук о культуре
  • МЕТОДОЛОГИЯ ДЕДУКТИВНЫХ НАУК
  • МЕТОДОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
  • ОТКРЫВАЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ ВМЕСТЕ С ГУССЕРЛЕМ И ХАЙДЕГГЕРОМ
  • Принципы математики
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • СЛОВА И ВЕЩИ: АРХЕОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • ФИЛОСОФСКИЕ СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК
  • Энциклопедия философских наук
  • вера в теории познания и философии науки
  • методология гуманитарных и социальных наук
  • методология гуманитарных наук
  • методология естественных наук



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь