Логика наук о культуре


Логика наук о культуре
        «ЛОГИКА НАУК О КУЛЬТУРЕ» («Zur Logik der Kulturwissenschaften») — работа нем. философа-неокантианца Эрнста Кассирера. Под общим названием в ней объединены пять очерков, написанных после 1941. В работе обсуждаются предмет наук о культуре (1-й очерк), его рациональное и чувственное восприятие (2-й), единство естествознания и наук о культуре (3-й), проблема формы и причины в познании (4-й), «трагедия культуры», порожденная историческим несовпадением между индивидуальным Я и человеческой культурой в целом (5-й).
        Наука, по Кассиреру, есть лишь одна из частей системы «символических форм», которой охвачена вся человеческая культура. Он предлагает снять ограничение с кантовской критики и, следуя теоретическому опыту И.В. Гёте и романтиков, распространить ее на науки о языке, искусстве, религии. Формулируя так задачу общей теории познания, он отказывается от установки Баденской школы неокантианства на различение номотетических методов познания в науках о природе и идиографических — в науках о культуре (духе). Кассирер также противопоставляет свой подход позитивизму, разделяющему знание на «фактическое» и «теоретическое», и утверждает, что факты воспринимаются «при посредничестве определенных понятийных предпосылок».
        В познании заведомо присутствует соответствие логического онтологическому, но интеллектуальная рефлексия этого соответствия в истории философской мысли осуществлялась непоследовательно, а нередко и закрепляла «трагический разрыв» между культурой и познанием, объектом и субъектом («Я и Миром»), науками о природе и формами постижения мира культуры. Рассматривая исторические этапы европейской культуры от античности до Нового времени, Кассирер отмечает созвучные его установкам воззрения мыслителей прошлого, стремясь, тем самым, восстановить цепь эпистемологического единства в истории философской мысли. Так, если в греч. философии познание действительности собиралось вокруг понятия Логоса, то в Средневековье первоначально потесненный греч. интеллектуализм восстанавливается в системе взглядов Фомы Аквинского, а восстановленный идеал универсальной математики со времен Р. Декарта постепенно подчиняет себе новые области познания. Историко-философские экскурсы Кассирера дают ему основание для формулировки основной эпистемологической задачи: постигать не отдельные области бытия через частные науки, а всеобщее бытие через общую онтологию («ontologia generalis»), которая в своем предельном значении призвана представить природу и культуру как единый и нераздельный космос. Философ доказывает, что мир психических явлений и структуры человеческого мышления (логика) гомогенны бытию природы, истории и культуры. На все эти области бытия распространяется единое «царство структурного закона», которое проявляется в феномене языка. В свою очередь, теория языка, замыкая эпистемологический круг, очерченный Кассирером, вливается в теорию познания, становясь ее важнейшей и неотъемлемой частью.
        Е.Н. Ивахненко
        Рус. пер.: Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. М. 1998. С. 7—139.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1181
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК”
  • «ОСНОВАНИЯ НОВОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕЙ ПРИРОДЕ НАЦИЙ»
  • «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК»
  • Академия наук
  • Академия наук российская
  • Академия наук СССР
  • вера в теории познания и философии науки
  • КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
  • Линии Демокрита и Платона в истории культуры
  • логика в компьютерных науках
  • ЛОГИКА НАУКИ
  • Логика Научного Познания
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • логика научного познания (логика науки)
  • Логика чистого познания
  • методология гуманитарных наук
  • МЕТОДОЛОГИЯ ДЕДУКТИВНЫХ НАУК
  • методология естественных наук
  • МЕТОДОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
  • НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • науки о природе и науки о культуре
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки
  • Риторика в истории науки
  • СИМВОЛЫ В КУЛЬТУРЕ
  • СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ НЕЛИНЕЙНЫХ ДИНАМИК В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПАРАДИГМ
  • Энциклопедия философских наук
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь