|
ЮРКЕВИЧ Памфил ДаниловичЮРКЕВИЧ Памфил Данилович (1827—1874) — философ, представитель киевской школы философ, теизма, экстраординарный проф. Киевской духовной академии, проф. философии, в 1869—1873 —декан историко-филологического факультета Московского ун-та; учитель B.C. Соловьева. Христианско-телеологический идеализм Ю. развивался в сторону «конкретного» идеализма, в основании которого лежал «широкий эмпиризм», свободный от произвольных и предвзятых ограничений, включающий в себя и все истинно рациональное, и все истинно сверхрациональное, поскольку и то и другое, считал он, прежде всего также существует эмпирически, в универсальном опыте человечества, как и все видимое и осязаемое. Почти во всех своих сочинениях Ю. постоянно стремился вызвать «характеристическую черту платонического мышления» («Разум по учению Платона и опыт по учению Канта»). Любое подлинное философствование должно начинаться с понятия «идея», т.к. является исследованием того, в чем состоит истинное знание. Одним из выводов трактата «Идея» была мысль о том, что философия является делом всего человечества, а не отдельного человека. Критикуя материализм, Ю. отмечал, что духовное начало не может быть выведено из материального, т.к. последнее приобретает формы, знакомые нам из опыта, только во взаимодействии с началом духовным. Гносеологические и аксиологические установки филос. воззрений Ю. роднят их с исходными интуициями более поздних философ, течений — философии жизни, экзистенциализма, персонализма. Противопоставление Ю. конкретного знания, формирующего способ существования человека, отвлеченному мышлению стало характерным для рус. религиозной и экзистенциалистской мысли кон. 19 — нач. 20 в. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович (род. 1826 – ум. 1874) рус. религиозный философ, богослов и педагог. Разрабатывал проблемы христ. антропологии, в которой противопоставил психической жизни человека христианское понимание единства души и тела. Человек, по Юркевичу, познается двояко: тело – внешними чувствами, а душевные явления – внутренним чувством, верой, средоточием которых является сердце. Оно же и предпосылка истинного познания. Наука может заниматься изучением материального начала, но не должна вмешиваться в объяснение духовной жизни (принцип независимости духовного начала от материального). Оказал заметное влияние на развитие философских взглядов В. Соловьева и др. рус. религиозных философов. Осн. труд – «Из науки о человеческом духе», I860. Философский энциклопедический словарь. 2010. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|