ФОРМА


ФОРМА
(лат. forma) — внешнее очертание, фигура, наружность, образ, а также план, модель, штамп. В философии данное понятие использовалось Цицероном и Августином в смысле вид (более узкий класс в рамках более широкого класса — рода). Понятие «Ф.» Платон употреблял в том же смысле, что и понятие «идея», «эйдос», для обозначения всеобщего, неизменного и подлинно сущего, являющегося прообразом индивидуальных и изменчивых явлений. Аристотель утверждал, что всякая конкретная вещь состоит из материи и Ф., причем последняя является как активным фактором, благодаря которому вещь становится существующей (causa formalis), так и целью процесса становления (causa finalis). A.M.C. Боэций и средневековые философы употребляли понятие «Ф.» в аристотелевском смысле составляющей бытия (causa formalis). Согласно Фоме Аквинскому, Бог есть чистая Ф., сущность и существование вещей возникают из Ф., душа есть Ф. тела, чистые духовные субстанции — это отделенные от материи Ф.
С изменением учений о бытии и познании изменялось и значение понятия «Ф.». У И. Канта Ф. созерцания (пространство и время) и мышления (категории) означают уже не объективные условия бытия, а необходимые условия опыта и познания, лежащие в самом человеческом разуме. По Г.В.Ф. Гегелю, отношение между Ф. и содержанием есть взаимоотношение диалектических противоположностей, т.е. их взаимопревращение. Диалектический материализм утверждал единство Ф. и содержания, доходящее до их перехода друг в друга, и вместе с тем подчеркивал относительность этого единства. Во взаимоотношениях Ф. и содержания последнее представляет подвижную, динамическую сторону целого, а Ф. охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие Ф. и содержания в конечном счете разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой Ф., соответствующей развившемуся содержанию.
Термин «Ф.» употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и коррелирует, т.о., с понятием структуры.
Логическая Ф. — это способ связи содержательных частей рассуждения (доказательства, вывода и т.п.) в логике. В соответствии с основным принципом логики правильность рассуждения зависит только от его Ф. и не зависит от содержания. Само название «формальная логика», данное логике Кантом, подчеркивает, что она интересуется только Ф. рассуждения. Предпринимавшиеся Кантом, Гегелем и его многочисленными последователями попытки построить наряду с формальной некую содержательную логику (трансцендентальную, диалектическую и т.п.) ни к чему конкретному, восходящему к реальной практике мышления не привели.
Изучением динамически целостных Ф., в особенности живых существ, их развития занимается морфология. Последнее понятие введено в широкое употребление И.В. Гёте для обозначения учения о Ф., образовании и преобразовании органических тел, растений и животных, хотя оно употреблялось в нем. философии со времен Средневековья. После Гёте этот термин стали относить также к духовным и культурным образованиям. В частности, О. Шпенглер снабдил свою книгу «Закат Европы» подзаголовком «Очерки морфологии мировой истории».

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ФОРМА
        см. Содержание и форма.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ФОРМА
(лат. forma)
прежде всего внешнее очертание, наружный вид предмета, внешнее выражение какого-либо содержания (см. Гештальт), а также и внутреннее строение, структура, определенный и определяющий порядок предмета или порядок протекания процесса в отличие от его «аморфного» материала (материи), содержания или содержимого. С этим различием связано философское понятие формы, играющее важную роль в логике, теории познания, онтологии, этике, эстетике, философии природы и истории (см. Формальный, Формализм, Морфология). Понятие «форма» употреблялось Платоном в том же смысле, что и понятие «идея», «эйдос», для обозначения всеобщего, неизменного и подлинно сущего, являющегося прообразом изменчивых и индивидуальных явлений. Аристотель считал, что всякая конкретная вещь состоит из материи и формы, причем форма является как активным фактором, благодаря которому вещь становится действительной (causa fotmalis), так и целью процесса становления (causa finalis). Этот гилеморфизм был заимствован и развит в средние века и в Новое время, в особенности схоластическими системами. Согласно Фоме Аквинскому, сущность и существование вещей возникают из формы, душа есть форма тела, чистые духовные субстанции суть отделенные от материи формы, а Бог – чистая форма (actus purus). По мере того как новая философия отходила от объективного учения о бытии, изменялись место и значение понятия формы. Так, формы созерцания (пространство и время) и мышления (категории) у Канта означают уже не объективные условия бытия, а необходимые условия опыта и познания, лежащие в человеческом разуме. В полемике с формалистической этикой Канта М. Шелер развил свою феноменологически обоснованную, материальную ценностную этику (см. Этика ценностей). Наиболее всеобъемлющую систему философии форм создал Г. Фридман. Морфологическое рассмотрение биологических, психологических и исторических феноменов приобретает все большее значение па сравнению с механистическим.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ФОРМА
(лат. forma) – способ организации и способ существования предмета, процесса, явления. Уже начиная с Платона в философии подчеркивается устойчивость Ф. по сравнению с веществ. содержанием и ее активность. В философии нового времени и особенно у Канта было показано не только онтологическое, но и гносеологич. значение категории Ф. как фактора организации процесса познания. У Гегеля важную роль играло различение внешней и внутр. Ф. (см. "Энциклопедия филос. наук", в кн.: Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 223–26). В совр. лит-ре проблематика Ф. нередко перерастает и получает дальнейшее развитие в категории структуры. См. также Форма и содержание.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Синонимы:
    апиоид, бланк, велоформа, виброформа, вид, видимость, внешний вид, вывеска, выкройка, гальваностереотип, гальваноформа, геоид, гештальт, гомоклиналь, документоформа, жанр, заготовка, изложница, имперфект, инфинитив, кабошон, калыпь, капсель, кокиль, конфигурация, конформация, криотурбация, льяк, мабута, макроформа, матрица, месневи, металлоформа, микроформа, многочлен, модель, морфология, муль, мундир, начертание, образец, одежда, одна слава, одно название, опалубка, оттиск, оформление, пасочница, патрица, паттерн, погранцовка, праформа, пресс-форма, прессформа, претерит, преформа, проформа, ранг, редакция, спецуха, спецформа, стереотип, тарджибанд, термоформа, тип, только название, только слава, униформа, фасад, фасон, фикция, формальная сторона, формальность, форменная одежда, формочка, фотоформа, характер, штамп


Просмотров: 1041
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Гиперкорректная форма
  • логическая форма
  • Наддиалектная форма существования языка
  • Наддиалектная форма существования языка
  • Нозологическая форма
  • НОРМАЛЬНАЯ ФОРМА
  • ПРЕДВАРЁННАЯ ФОРМА
  • псевдолюбовь: форма
  • содержание и форма
  • СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА
  • содержание и форма
  • СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА
  • телесная форма
  • ФОРМА
  • форма
  • форма
  • ФОРМА
  • ФОРМА
  • форма и материя
  • ФОРМА И МАТЕРИЯ
  • ФОРМА И МАТЕРИЯ
  • ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
  • форма логическая
  • ФОРМА ЛОГИЧЕСКАЯ
  • форма познания
  • ФОРМА ПРЕВРАЩЕННАЯ
  • форма псевдолюбви
  • ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ
  • ХОРОШАЯ ФОРМА
  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь