ТАЙ ЦЗИ


ТАЙ ЦЗИ
(кит., букв. Великий Предел) — важнейшая категория китайской философии, обозначающая предельное состояние бытия, его начало. Этимологически иероглиф «цзи» значит «край», а также «центр». Впервые Т.Ц. упоминается в комментариях к «И цзин» («Книге перемен») (4 в. до н.э.) как Великий Предел всеобщих перемен, ведущий к образованию полярных сил инь и ян (см. ИНЬ—ЯН ) и в итоге — к рождению «тьмы вещей». Синонимом Т.Ц. в древних кит. памятниках выступали понятия «Великое Начало» («Тай Чу»), «Великое Единое» («Тай И») и всеобъемлющего дао как причины и истоки космогенеза. В более поздний период категория Т.Ц. приобрела значения «отсутствия/небытия» (Ван Би, 3 в.), «изначальной пневмы» (Кун Инда, 8 в.) и стало коррелятом понятия «У Цзи» («Беспредельное», или «Предел отсутствия/небытия», — Чжоу Дуньи, Лу Цзююань, Чжу Си). Согласно Чжу Си (12 в.), Т.Ц. воплощает в себе единство структурообразующих принципов (ли) всех вещей, включая человека, и тождественно понятию «Беспредельное» («У Цзи»). Под влиянием зап. филос. традиции Сунь Ятсен (1866—1925) интерпретировал термин «Т.Ц.» как кит. аналог понятия «эфир» («И Тай»).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ТАЙ ЦЗИ
    ТАЙ ЦЗИ (кит. — Великий предел) — категория китайской философии, выражающая идею предельного состояния бы тия, антонимичная категории “у цзи” — “Отсутствие предела”, “Беспредельное” или “Предел отсутствия/небытия”. Общий для обоих антонимов иероглиф “цзи” несет понятие предела (высшей и главной позиции или степени), охватывающее два смысла: “край” (“оконечность”, “полюс”, “конец крыши”) и “центр”. Термин “тай цзи” впервые встречается в “Чжоу и” (“Си цы чжуань”), где сказано, что изначальные и универсальные “перемены имеют тай цзи”, из которого путем последовательного удвоения рождаются сначала “два образца” — иньян, а затем все сущее. Древнейшая комментаторская традиция трактует тай цзи как синоним тай чу (“Великого начала”), тай и (“Великого единого”) и дао, т. е. обозначение исходно-целостного, хаотически-недифференцированного состояния мирообразующей “пневмы” (ци), и в то же время как Конец пракосмического единства, начало космогенеза и его Причину. Ян Сюн (1 в. до н. э. — 1 в. н. э.), чтобы подчеркнуть безмерность и непостижимость истоков бытия, заменил тай цзи альтернативным понятием “тай сюань” (“Великая тайна”), которому посвятил специальное сочинение — “Тай сюань цзин” (“Канон Великой тайны”). Мыслителями философского течения сюань сюэ, в т. ч. Ван Би, тай цзи отождествлялся с “отсутствием/небытием” (см. Ю—у). Кун Инда (8 в.) в противоположность Ван Би и его единомышленникам объяснил суть тай цзи с помощью понятия “юань ци” — “изначальная пневма”. В основополагающем для неоконфуцианства лапидарном трактате “Тай цзи ту шо” (“Изъяснение плана Великого предела”) ЧжоуДуньи сопряг тай цзи с понятием “у цзи”, восходящим к “Дао дэ цзину”, где оно означает неисчерпаемую первозданность или “Предел отсутствия/небытия”. Описав космогенез как следствие движения самого тай цзи, Чжоу Дуньи фактически положил начало трактовке последнего китайской традиционной наукой как некой программы мировых трансформаций. Лу Цзююань истолковал сопряжение у цзи и тай цзи как отношение соответственно первичного и вторичного, а Чжу Си — как сущностное тождество. По Чжу Си, тай цзи есть совокупность всех “принципов” (ли), единая и одновременно присутствующая в каждом человеке и каждой вещи, подобно отражению луны на всякой водной поверхности. В 20 в. Сунь Ятсен использовал термин “тай цзи” для передачи западного понятия “эфир” (итай). Существует предположение, что известное ныне графическое изображение тай цзи в виде т. н. монады, т. е. темного и светлого зародышей (или “рыбок”), соединенных в круге и символизирующих силы инь ян, получило распространение в 7—8 вв. под влиянием буддийских мандал. Схемология тай цзи обрела развернутое оформление у Чжоу Дуньи и впоследствии играла важную роль в традиционной науке.
    Лит.: КобзевЛ И Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994, Чжан Даинянь. Чжунго чжэсюэ даган (Основоположения китайской философии). Пекин, 1982, с. 25, 38; Ли Дэюн. Ван Фучжи лунь тай цзи (Ван Фучжи о тай цзи).— “Ухань дасюэ сюэбао (Шэхуэй кэсюэ бань)”, 1982, № 6; Чжзч Ваньгэн. Тай цзи.— “Чжунго чжэсюэ яньцзю”, 1986, № 3; ss Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий китайской философии). Харбин, 1987, с. 39-57.
    А. И. Кобзев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1001
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ"
  • “ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • «ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ЕДИНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • МЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯ
  • НЕСРАВНИМЫЕ ПОНЯТИЯ
  • ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ
  • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
  • ПОНЯТИЯ ОБЪЕМ
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • СУНЬ ЯТСЕН
  • СУЩЕЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ТРАНСГРЕССИЯ И ПРЕДЕЛ
  • ЧЖОУ ДУНЬИ
  • ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
  • великий предел
  • объём понятия
  • ограничение понятия
  • предел великий
  • содержание понятия
  • чжоу дуньи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь