предел великий


предел великий
ТАЙ ЦЗИ "Великий предел"
Категория кит. философии, выражающая идею предельного состояния бытия, антонимичная категории "у цзи" - "Отсутствие предела", "Беспредельное" или "Предел отсутствия/небытия". Общий для обоих антонимов иероглиф "цзи (2)" несет понятие предела (высшей и гл. позиции или степени), охватывающее два смысла: "край" ("оконечность, полюс, конец крыши") и "центр". Термин "Т. ц." впервые встречается в "Чжоу и" ("Си цы чжуань"), где сказано, что изначальные и универсальные "перемены (и (4)) имеют Т. ц.", из к-рого путем последовательного удвоения рождаются сначала "два образца" - инь ян, а затем все сущее. Древнейшая комментаторская традиция трактует тут Т. ц. как синоним тай чу ("Великого начала"), тай и ("Великого единого") и дао, т.е. обозначение исходно-целостного, хаотически-недифференцированного состояния мирообразующей "пневмы" (ци (1)), и в то же время как конец пракосмического единства, начало космогенеза и его причину. Ян Сюн (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.), чтобы подчеркнуть безмерность и непостижимость истоков бытия, заменил Т. ц. альтернативным понятием "тай сюань" - "Великая тайна", к-рому посвятил спец. соч.- "Канон Великой тайны" ("Тай сюань цзин"). Мыслителями филос. течения сюань сюэ, в т.ч. Ван Би (3 в.), Т. ц. отождествлялся с "отсутствием/небытием" (см. Ю - у). Кун Инда (8 в.) в противоположность Ван Би и его единомышленникам объяснил суть Т. ц. с помощью понятия "юань ци (1)"- "изнач. пневма". В основополагающем для неоконфуцианства лапидарном трактате "Изъяснение плана Великого предела" ("Тай цзи ту шо") Чжоу Дуньи (11 в.) сопряг Т. ц. с понятием "у цзи", восходящим к "Дао дэ цзину", где оно означает неисчерпаемую первозданность или "Предел отсутствия/небытия". Описав космогенез как следствие движения самого Т. ц., Чжоу Дуньи фактически положил начало толкованию этого понятия кит. традиц. наукой как некой программы мировых трансформаций. Лу Цзююань (12 в.) истолковал сопряжение у цзи и Т. ц. как отношение первичного и вторичного соответственно, а Чжу Си (12 в.) - как сущностное тождество. По Чжу Си, Т. ц. есть совокупность всех "принципов" (ли (1)), единая и одновременно присутствующая в каждом человеке и каждой вещи, подобно отражению луны на всякой водной поверхности. В 20 в. Сунь Ятсен (1866 - 1925) использовал термин "Т. ц." для передачи зап. понятия "эфир" (итай).
Существует предположение, что известное ныне графим, изображение Т.ц. в виде т.н. монады, т.е. темного и светлого зародышей (или "рыбок"), соединенных в круге и символизирующих силы инь ян, получило распространение в 7 - 8 вв. под влиянием буд. мандал (см. Ми школа). Схемология Т. ц. обрела развернутое оформление у Чжоу Дуньи и впоследствии играла важную роль в традиц. науке.
**Кобзев А.И. Генерализация в классич. кит. философии // НАА. 1986. №5; Чжэн Ваньгэн. Т. ц. // Чжунго чжэсюэ яньцзю. 1986. №3; Чжан Дайнянь. Чжунго чжэсюэ даган (Основоположения кит. философии). Пекин, 1982. С. 25, 38; Ли Дэюн. Ван Фучжи лунь Т. ц. (Ван Фучжи о Т. ц.) // Ухань дасюэ сюэбао (Шэхуэй кэсюэ бань). 1982. №6; Его же. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994; Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. философии). Харбин, 1987. С. 39 - 57.
А.И. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 1402
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ЛИ ЦЗИ”
  • “ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “ТАЙ ПИН ЦЗИН”
  • «ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ВАН ФУЧЖИ
  • ван цзи
  • великий предел
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Кит
  • Кит
  • ли цзи
  • Отай, тай
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Тай
  • тай пин цзин
  • тай цзи
  • ТАЙ ЦЗИ
  • ТАЙ-И
  • ТАЙ-СУЙ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ЦЗИ
  • цзи
  • цзин цзи
  • ЧЖОУ ДУНЬИ
  • чжоу дуньи
  • ши цзи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь